Пожалуй, самыми ценными человеческими качествами во все времена являются доброта и отзывчивость. Способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду — тот драгоценный талант, который с годами, к сожалению, встречается все реже.
Помните детскую песенку: «Добрым быть совсем-совсем не просто, не зависит доброта от роста…». Но от чего-то она все-таки зависит! От чего?..
Конечно, генетическая предрасположенность играет определенную роль. Но — лишь отправную. Она как начальная точка для дальнейшего развития, как запевка, из которой может получиться (или не получится) прекрасная песня.
Всякий ли чувствительный от природы ребенок вырастает отзывчивым? Конечно, нет. Чувствительность определяет лишь «инструмент», но не смысл «песни» — есть дети, которые очень тонко реагируют на все, что касается их самих, и в то же время удивительно безразличны к ущемлению желаний, интересов других людей, то есть природный «инструмент» был хорош, а вот в результате неправильного воспитания обострилась эгоистическая чувствительность и атрофировались зачатки чувствительности, обращенной на других.
Сколько сегодня таких, кто остро реагирует на собственную уязвимость, но в то же время глух к родителям, учителям, своим товарищам. И если вдруг вы стали замечать в своем ребенке такие зачатки -срочно принимайте меры, иначе он вырастет несчастливым человеком. Ведь не может быть по-настоящему счастлив человек, который научился только брать, но не научился отдавать.
Очень важно, чтобы ребенка окружали сверстники, то есть дети одного или близкого с ним возраста, равные, доступные, к которым можно себя «примерить». Другой ребенок — удобный для сопоставления объект. Он не такой «правильный», как родители или учитель, и во многом похож на вашего малыша: ошибается — и ваш сын с пониманием фиксирует: «Совсем, как я»; любит животных — и ваш ребенок отмечает: «Я тоже люблю собак и кошек»…
Общение в группе равных дает то, чего, в принципе, лишено общение со взрослыми,— способность сравнивать, проявлять инициативу, вырабатывать и отстаивать свое мнение. Тем более что происходит это естественно, свободно и непринужденно. Равенство со сверстником., отсутствие ограничений с его стороны, охотно оказываемая им поддержка, вплоть до соучастия, создают оптимальные условия для самовыявления сущности вашего сына или дочери. Общение со сверстниками создает у них опыт утверждения, отстаивания и защиты своих достижений, учит воспринимать другого не просто как «объект», находящийся рядом и почему-либо необходимый, а как такую же личность, ценность, как и они сами — со своими способностями, интересами, умениями. Учите детей с ранних лет видеть другого человека, слышать и слушать его! В этом случае можно рассчитывать на оптимистический прогноз: доброта и отзывчивость станут его спутниками.