Детская отзывчивость

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Пожалуй, самыми ценными человеческими качествами во все  времена являются доброта и от­зывчивость. Способность поде­литься, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду — тот драгоценный талант, кото­рый с годами, к сожалению, встречается все реже.

Играем                  

Помните детскую песенку: «Добрым быть совсем-совсем не просто, не зависит доброта от роста…». Но от чего-то она все-таки зависит! От чего?..

Конечно, генетическая предрасположенность иг­рает определенную роль. Но — лишь отправную. Она как начальная точка для дальнейшего развития, как запевка, из которой может получиться (или не полу­чится) прекрасная песня.

Всякий ли чувствительный от природы ребенок вы­растает отзывчивым? Конечно, нет. Чувствительность определяет лишь «инструмент», но не смысл «песни» — есть дети, которые очень тонко реагируют на все, что касается их самих, и в то же время удивительно безразличны к ущемлению желаний, интересов других людей, то есть природный «инструмент» был хорош, а вот в результате неправильного воспитания обостри­лась эгоистическая чувствительность и атрофировались зачатки чувствительности, обращен­ной на других.

Сколько сегодня таких, кто остро реа­гирует на собственную уязвимость, но в то же время глух к родителям, учителям, своим товарищам. И если вдруг вы стали замечать в своем ребенке такие зачатки -срочно принимайте меры, иначе он вы­растет несчастливым человеком. Ведь не может быть по-настоящему счастлив че­ловек, который научился только брать, но не научился отдавать.

Очень важно, чтобы ребенка окружали сверстники, то есть дети одного или близкого с ним возраста, равные, доступ­ные, к которым можно себя «приме­рить». Другой ребенок — удобный для со­поставления объект. Он не такой «правильный», как родители или учитель, и во многом похож на вашего малыша: ошибается — и ваш сын с пониманием фиксирует: «Совсем, как я»; любит животных — и ваш ребенок отмечает: «Я тоже люблю собак и кошек»…

Общение в группе равных дает то, чего, в принципе, лишено общение со взрослыми,— способность срав­нивать, проявлять инициативу, вырабатывать и отстаи­вать свое мнение. Тем более что происходит это естест­венно, свободно и непринужденно. Равенство со свер­стником., отсутствие ограничений с его стороны, охот­но оказываемая им поддержка, вплоть до соучастия, создают оптимальные условия для самовыявления сущности вашего сына или дочери. Общение со свер­стниками создает у них опыт утверждения, отстаива­ния и защиты своих достижений, учит воспринимать другого не просто как «объект», находящийся рядом и почему-либо необходимый, а как такую же личность, ценность, как и они сами — со своими способностями, интересами, умениями. Учите детей с ранних лет ви­деть другого человека, слышать и слушать его! В этом случае можно рассчитывать на оптимистический про­гноз: доброта и отзывчивость станут его спутниками.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.