ЧИСТО — И СКОРОГОВОРКИ В ВОСПИТАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

Учитель-дефектолог Н.Ф.Садковская

Уважаемые родители!

       Чистоговорки и скороговорки являются очень удобным ре­чевым материалом в развитии правильного произношения. Они, как правило, немногословны и специально построены из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произ­ношения. Само их название указывает на то, что произносить чистоговорки надо чисто, а скороговорки — скоро, быстро. Чи­стоговорки и скороговорки могут быть использованы и для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата, для закрепления правильного произношения зву­ков, для выработки отчетливой и ясной речи (дикции).

         Для детей 3-5 лет хорошо использовать чистоговорки, не­большие по составу слов или звуков, простые по содержанию. Их смысл должен быть понятен ребенку, близок его жизненно­му опыту. Детям 6 лет хорошо предлагать чистоговорки на дифференциацию звуков для развития и совершенствования речевого слуха.

         Одни и те же чистоговорки и скороговорки можно исполь­зовать неоднократно с различной целью. Например, чистоговорку «Лежит ежик у елки, у ежа иголки» можно применить для закрепления звуков [ж], [л], а затем в качестве трениров­ки голосового аппарата, когда ребенку предлагают произне­сти ее громко, тихо, шепотом, быстро, умеренно, медленно.

П [П’]:

«Уп-уп-уп, мама варит суп»; «Петя пилил пилой пень»; «Наш Полкан попал в капкан»; «За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам».

Б [Б’]:

«Бы-бы-бы, идет дым из трубы»; «У Бобы были бобы»; «Беге­мот разинул рот, булки просит бегемот»; «Забавной обезья­не бросили бананы. Бросили бананы забавной обезьяне».

М [М’]:

«Му-му-му, молока кому?»; «Мама Милу в ванне мыла»; «Где мед, там и мухи»; «На скамеечке у дома целый день рыдала Тома».

Т [Т’]:

«Та-та-та, хвост пушистый у кота»; «От топота копыт пыль по полю летит»; «Наш гость купил трость»; «Ткет ткач ткани на платья Тане».

Д [Д’]

«Ду-ду-ду, растут яблони в саду»; «Дарья дарит Дине дыни»;

«Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил».

Н [Н’]:

«Ан-ан-ан, папа чинит кран»; «Няня нянчит Надю с Ниной»; «У Ваньки у встанъки несчастные няньки»; «Нес не нес, а до нас донес».

В [В’]:

«Ва-ва-ва, на суку сидит сова»; «Три вороны на воротах»; «Во­довоз вез воду из-под водопровода».

 Ф [Ф’]:

«Аф-аф-аф, в углу стоит шкаф»; «У Фани фуфайка, у Феди туфли».

К [К’]:

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!»; «Тук-тук-тук, тук-тук-тук, прибиваю я каблук1.»; «Наша река широка, как Ока».

Г [Г’]:

 «Гу-гу-гу, гу-гу-гу, пасутся гуси на лугу»; «На горе гогочут гу­си»; «Под горой огонь горит».

 Х  [Х’]:

«Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Не поймать вам петуха!»; «Прохор и Па­хом ехали верхом»; «Муха-горюха села на ухо».

С [С’]:

«Са-са-са, в лесу бегает лиса»; «Со-со-со, у Вовы колесо»; «Су-су-су, мы ловим осу»; «Ас-ас-ас, у нас свет погас»; «Усъ-усъ-усъ, на лугу пасется гусь»; «У осы не усы, а усики»; «Коси, коса, по­ка роса»; «У маленькой Сани сани едут сами».

3 [3′]:

«За-за-за, уходи домой, коза»; «Зу-зу-зу, моем Катю мы и тазу»; «У зайки Бубы заболели зубы»; «Видит волк козу, забыл и грозу».

Ц:

«Цо-цо-цо, на руке кольцо»; «Цы-цы-цы, поспели огурцы»; «Ец-ец-ец, очень вкусный огурец»; «У кольца нет конца»; «Бегают две курицы прямо по улице»; «Цапля, стоя на крыльце, написа­ла букву Ц»; «Нагнись в корытце напиться водицы».

Ш:

«Ша-ша-ша, мама моет малыша»; «Шу-шу-шу, я письмо пи­шу»; «Аш-аш-аш, у Вовы карандаш»; «Тише, мыши, кот на крыше»; «Нашей Маше дали манной каши»; «Не найду я ушки у нашей лягушки»; «Леша и Маша едят пшенную кашу».

Ж:

 «Жа-жа-жа, есть иголки у ежа»; «Жу-жу-жу, молоко дадим ежу»; «У ежа ежата, у ужа ужата»; «Не живут ужи, где жи­вут ежи»; «Лежит ежик у елки, у ежа иголки»; «Очень нужен жук на ужин, жук на ужин очень нужен».

Ч:

«Ча-ча-ча, горит в комнате свеча»; «Чу-чу-чу, молоточком я стучу»; «Шубка овечки теплее любой печки»; «Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки»;

 «У четырех черепах по четы­ре черепашонка».

Щ:

«Ща-ща-ща, мы несем домой леща»; «Ащ-ащ-ащ, мы надеваем плащ»; «Волки рыщут, пищу ищут»; «Щипцы да клещи — вот наши вещи»; «Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи»; «Щенок жалобно пищит, тащит он тяжелый щит»; «Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке».

Л [Л’]:

«Ло-ло-ло, на улице тепло»; «Лу-лу-лу, стол стоит в углу»; «Ул-ул-ул, у нас сломался стул»; «Олъ-олъ-олъ, мы купили соль»; «У елки иголки колки»; «Иголка, иголка, ты остра и колка»; «Наш Полкан попал в капкан»; «Елка, елка, елочка, колкая иголочка»; «Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николку»; «В уголок Аленка села, у Аленки много дела»; «Мама Милу мыла мылом. Мила мыло не любила».

Р[Р’]:

«Ра-ра-ра, Кате спать пора»; «Ро-ро-ро, на полу стоит вед­ро»; «Ры-ры-ры, летают комары»; «Ри-ри-ри, на ветках сне­гири»; «Ор-ор-ор, мы подмели двор»; «Арь-аръ-аръ, на стене висит фонарь»; «Три вороны на воротах, три сороки на дороге»; «Трое трубачей трубили в трубы»; «Проворонила ворона вороненка»; «Во дворе горка, под горой норка. В этой норке крот норку стережет»; «Три сороки тараторки тараторили на горке»; «В аквариуме у Харитона четыре рака и три тритона»; «На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора»; «Шел Егор через двор, нес топор чинить забор»; «Черепаха как-то раз на пригорок взобралась, чтобы ноги поразмять на пригорке подремать»

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.