Буллинг в детском саду: причины и профилактика

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

В дошкольном детстве закладывается фундамент формирования основ культуры личности и развития физических и психологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Но не все так радужно как кажется, в детских коллективах случаются стычки и не осознанная жестокость.

   В продолжение детской жестокости проблемой является тема буллинга.

Что же такое буллинг? Это – длительный целенаправленный процесс психологического или физического притеснения одним человеком другим человеком. В переводе на русский язык – это травля, оскорбление, унижение. В проблеме жестокого обращения в детском коллективе уделяется особое внимание. Насилия в детском саду отличается от насилия в школе. В начальной школе насилие носит групповой характер, а в детском саду – это отдельные дети. У дошкольников при насилии не бывает этапа предварительного обдумывания .

Для буллинга характерно следующие:

  • Импульсивность;
  • Раздражительность;
  • Неуравновешенность;
  • Завышенная самооценка;
  • Повышенная агрессия;
  • Отсутствие коммуникативных навыков при соблюдении общепринятых норм и правил;
  • Склонность ко лжи или жульничеству.

    Дети дошкольного возраста не понимают до конца своих поступков. Ребенок не осознает последствий и не испытывает чувства вины. Оправданием насилия является небольшой проступок. Жестокое поведение дошкольников расходится с их словами.

    Жертвой травли может стать любой ребенок, достаточно отличаться среди ровесников. Это может быть различия во внешности, так и в поведении.

  • Предшествующие обстоятельства. Например, появление в группе ребенка агрессора или проблемного.
  • Запускающие моменты. Например, конфликтные ситуации между двумя детьми.
  • По внешним признакам.
  • По манере речи и поведению.
  • По имиджу.
  • По наличию функциональных недостатков.
  • По этнокультурным особенностям.

Необходимо знать: можно с детства носить очки или быть обладателем веснушек, но могут постоять за себя. Дети подсознательно видят того, кто не способен за себя постоять и не окажет сопротивления.

Основные черты ребёнка, которого легко подавлять:

  • низкая самооценка,
  • застенчивость,
  • пугливость,
  • мрачность,
  • апатичность,
  • незаинтересованность в том, что происходит вокруг, отсутствие хотя бы одного близкого друга среди сверстников, смиренное принятие всего происходящего.

   Жертва травли неосознанно, сама как бы провоцирует такое к ней отношения. Конечно, это не означает, что ребёнок напрашивается сам, ни в коем случае! Но его поведение настолько откровенно отличается от поведения сверстников, что так же может стать причиной раздражения других детей. Это дети, у которых имеются проблемы с обучением, ябеды и подлизы, гиперопекаемые родителями, часто болеющие дети (из-за того что редко посещают детский сад, за это время другие дети от них отвыкают).

   Дошкольники, совершающие буллинг, не умеют сочувствовать и сопереживать, гиперактивные, агрессивные, физически превосходящие своих сверстников. Ребёнок, который является лидером или хочет им стать, чувствует вседозволенность из-за нехватки воспитания или высокого социального статуса родителей.

Поведение ребенка, совершающего буллинг:

  • наказать;
  • отомстить;
  • удивить;
  • поразить;
  • разрядиться, «приколоться»;
  • показать преимущество;
  • специально унизить;
  • запугать.[1]

      В три года дети начинают друг друга дразнить, а уже в пять шесть лет появляются обзывалки. Причинами могут быть попытки подражать взрослым, для самоутверждения и привлечь к себе внимания.

       Родителям надо понять, что дети берет пример со взрослых и необходимо следить за своей речью и своим поведением, чтобы ребенок не стал словестным агрессором.

        Дети дошкольного возраста схватывают все на лету. Очень часто родители не учитывают это, когда использую в своей речи бранные слова. Им кается, что ребенок еще маленький и не понимает смысл этих слов, но на самом деле, у ребенка откладывается в памяти нецензурная лексика, которую он использует в общении со сверстниками.

      Научите ребенка быть толерантным к особенностям других людей, больше читайте сказки, там много мудрости заложенной народом.

      Не редкостью бывает так, что ребенка бьют, толкают, отбирают игрушки, проявляют, по отношению к нему, агрессию – это еще один вид детской травли.

Агрессором выступают дошкольники, уверенные в себе, доминирующие и подчиняющие к себе других, по сильным моральным и физическим качествам, а жертвами выступают дети с низкой самооценкой, очень чувствительные к стрессам, неспособны постоять за себя.

    Поведение родителей в таких ситуациях проявляется по-разному: кто-то учит ребенка отвечать агрессией на агрессию, кто-то рекомендует давать сдачи, кто-то спешит разобраться с обидчиком самостоятельно, а кто-то жалуется воспитателям, если инцидент произошел в детском саду.

    Родителям, в подобном случае, рекомендуется попытаться разобраться в ситуации и, если ребенка обижают в детском саду, то нужно обращаться к воспитателям или психологу.

    Можно с ребенком разыграть несколько игровых ситуаций происходящих в детском саду как ребята шалят. Что делает воспитатель в этой ситуации? Что делают другие дети в этом момент? А если волк обижает ежика, толкает его, отнимает игрушки и дерётся? Как это происходит? Что делать ежику? Понаблюдайте во время игры за реакцией ребёнка.

  Не надо ругать других детей, заступаясь за своего ребенка. Это надо делать только в исключительных случаях. Нельзя ругать ребёнка и заставлять дать сдачи: если бы он это мог, то давно бы сделал. Разборки с родителями тоже малоэффективны. Нужно учить своего ребёнка общаться, находить компромиссы в сложившихся ситуациях.

Детской травле подвержены дети отвергнутые детским коллективом.

Это большая неприятность для ребенка, а для его родителей трагедия. Родителям в такой ситуации хочется помочь, и избавить от одиночества.

Родителям в данном случае необходимо изучить обстановку в группе, собрав информацию от воспитателя и своего ребенка, а так же других родителей. Конфликтные ситуации вы можете обыграть дома при помощи спектакля. Обыгрывая ситуацию, вы научите ребенка находить правильные слова и правильно действовать. Чаще общайтесь со своим ребенком. Приглашайте в гости его сверстников. Ходите на детские площадки, пусть ребенок чаще общается с детьми. Ребенку необходимо научиться общаться.

      Если дети не играют с ребенком, значит, возможно, проблема в нем. В разных коллективах у ребенка возникают такие же проблемы. Если родители замечают, что сложно ребенку общаться с детьми, то необходимо обратиться к психологу. Часто дети не умеют общаться, у них не развитые социально-коммуникативные навыки. Основными причинами являются – ребенок застенчивый, агрессивный, по внешности отличается от других, избалованный, имеет нарушения речи, проблемы в семье.

   Телесные приставания так же являются видом детской травли. У дошколят показывают свои интимные места, бывают попытки поцелуя. При этом дети находятся в растерянности, испытывают шок и не всегда признаются взрослым. Родителям в этой ситуации нужно правильно реагировать, переводя эту ситуацию в шутку, не заострять на этом внимание, сглаживать ситуацию (для пострадавшего ребенка). С трех до четырех с половиной лет ребенок проявляет интерес к половым органам.

          Если оставить все без контроля и должного внимания, то травля жертвы и ее унижения не прекратятся, а будут только усиливаться. Разрешенная проблема травли на ранних стадиях, позволит уберечь психику ребенка и иметь минимум последствий. Поэтому, будь то ребенок в роли жертвы или нападающего – это нужно незамедлительно пресечь и не допускать дальнейшего развития проблемы. Проигнорировав жалобу ребенка, вы рискуете никогда не узнать о причинах и обстоятельствах случившегося с вашим ребенком.

 Литература:

  1. Аршад С., Хусейн, Холокомб В.Р. Руководство по лечению психологической травмы у детей и подростков. М. 1998.
  2. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. СПб. 2003.
  3. Гилберг К., Хеллгрен Л. Психиатрия детского и подросткового возраста. М. 2004.
  4. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: учебное пособие. СПб. 1993.
  5. Гуггенбюль А. Зловешее очарование насилия. СПб. 2000.

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.