Профилактика детского суицида

Суицид – это крик души, который вовремя не был услышан окружающими и родителями.

    В последнее время значительно участились случаи суицидов. Ситуация особенно  обостряется в связи с активностью средств массовой информации, кино и телевидения, развитием компьютерных средств коммуникации, которые в разных формах привлекают внимание неподготовленной детской аудитории к теме смерти.     Помимо суицидального поведения, у  современных детей и подростков много так называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно-демонстративные суицидальные поступки. Такие действия детей, по сути, направлены не на самоуничтожение, а, прежде всего, на восстановление нарушенных социальных и семейных отношений.

    В такой ситуации особенно актуальной становится системная профилактическая работа по предотвращению     суицидальной угрозы.

    И начинать эту работу необходимо с того самого момента, когда начинается социализация ребенка, т.е. с его поступления в детский сад.

    Формирование характера ребенка начинается  практически с  младенчества,  поэтому важно  уже в первые годы жизни ребенка  формировать антисуицидальные факторы личности (сформированные положительные жизненные установки, позитивная жизненная позиция, комплекс личностных психологических особенностей  человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений), такие как:

  • эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
  • психологическая гибкость и  позитивная социализация;
  • проявление интереса к жизни;
  • формирование  ценности жизни и здоровья;
  • умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности;
  • умение обращаться за помощью в трудных жизненных ситуациях, принимать помощь;
  • наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
  • уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;

    Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности  ребенок, чем сильнее его «психологическая защита», его жизнестойкость  и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.

   Четыре основные причины самоубийства:

  • Изоляция(чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
  • Беспомощность(ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
  • Безнадежность(когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • Чувство собственной незначимости(уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

   Семейными факторами, влияющими на суицидальность детей и подростков являются:

— психические отклонения у родителей;

— история самоубийства и суицидальные попытки в семье;

— насилие в семье (включая психическое, физическое и сексуальное);

— недостаток внимания и заботы либо излишняя родительская авторитарность, отсутствие гибкости (ригидность) в вопросах воспитания;

— конфликтные отношения между членами семьи и неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем;

— развод родителей.

   Отношение детей к смерти и возможному самоубийству формируется и меняется в зависимости от возраста ребёнка. У детей до 5 лет нет ещё устойчивого представления о смерти как о чём-то необратимом. Умереть означает для ребёнка в этом возрасте продолжать существование в какой-то другой форме. Хотя в 5 лет ребёнок уже имеет представление о расставании, на смерть он реагирует скорее со страхом, протестом и с некоторым любопытством. Внутреннее и внешнее ещё окончательно не разделены для ребёнка. У детей этого возраста ещё нет конкретного понятия о времени. Слова «навсегда», «конец» или «окончательно» ещё полностью ими не осознаются. Ребёнку кажется, что смерть — это что-то вроде сна. В то же время ребёнок начинает понимать, что «жизнь после смерти» отличается от обычной жизни. Старший дошкольник имеет достаточно чёткое представление о смерти — часто в образе скелета или привидения с косой. В младшем школьном возрасте часть детей считает смерть наказанием за зло. Другая часть детей относится к смерти как естественному концу жизни. Подростки же полностью осознают неизбежность и окончательный характер смерти. Они уже способны понять существующие в обществе концепции смерти. Подросток может относиться к смерти спокойно и трезво как к естественному концу жизни. В других случаях он может занимать явную защитную позицию, представляя, например, суицид как возможность наказать родителей или жертву ради высокой идеи.

   За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.