Функции воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Заместитель заведующего по основной деятельности Л.А.Лозовская

Специфика работы воспитателя в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи определяется имеющимися у каждого ребенка:

  • речевыми нарушениями;
  • неполной сформированностью процессов, связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, мелкой моторики);
  • особенностями личности воспитанников.

Выбор индивидуальных мер воздействия на ребенка

Воспитатель часто сталкивается с нестандартным поведением  ребенка (отказ идти на прогулку, участвовать в занятии, отсутствие дистанции в общении  со взрослыми и т.д.). Использование традиционных методов  в подобных случаях безрезультатно. Педагог должен понимать, что негативизм (противодействие просьбам) обычно возникает как защитная реакция ребенка на психологическое давление. Единственный способ – отвлечь внимание ребенка, найти ему интересное, активное двигательное  занятие. Важно учитывать, что  бережный, вдумчивый, сугубо индивидуальный подход к каждому проблемному ребенку будет способствовать  преодолению речевого нарушения.

Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов

Воспитатель находится с детьми в течение всего дня в самой разной обстановке: в раздевалке, в умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке, на участке и в других местах, где имеется  широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи. Кроме того, в продолжение дня  (в отличие от учителя-дефектолога), воспитатель имеет возможность многократного повторения и закрепления новых слов, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь ребенка.

Во время умывания, дежурств, коллективного труда, одевания на прогулку воспитатель своими вопросами побуждает детей к речевому общению. Например, при одевании детей на прогулку, воспитатель  спрашивает: «Что ты делаешь?», «Что ты надеваешь?», «Что надевает Маша?», «Скажи, Маше, чтобы она надела шапку» и т.д. Не следует стремиться для таких вербальных  упражнений каждый раз собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели  четверых-пятерых детей. Главное, чтобы они занимались добровольно, с желанием и всегда с положительными эмоциями.

Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей

 Воспитателю необходимо  внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Очень важно, чтобы ошибки исправлялись воспитателем корректно. Нельзя дразнить ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности или речевой негативизм, замкнутость, отрицательное отношение ребенка к воспитателю.

Методика исправления ошибок на занятии и вне занятия отличаются друг от друга. Во время игры, бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-либо из них. Воспитатель, используя перерыв в игре, подзывает к себе ребенка и работает с ним над исправлением ошибки индивидуально. Если ошибка встречается в обращении к педагогу, то воспитатель предлагает ребенку правильный ответ и просит  повторить сказанное.

На занятиях ошибки ребенка фиксируются воспитателем, к исправлению неточностей  привлекаются все дети подгруппы. Сам воспитатель исправляет грамматические ошибки в том случае, если это не могут сделать дети. Ошибки в произношении также исправляются по ходу ответа, от ребенка следует добиваться   проговаривания правильного варианта.

Требования к речи воспитателя группы для детей  с тяжёлыми нарушениями речи

 Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения ребенка с ОНР, является важным источником, из которого дети получают  образец родного языка, культуры речи.

Анализ педагогической литературы и практический опыт показывают, что в речи воспитателей встречаются следующие недостатки:

  • нечеткое артикулирование звуков в процессе речи;
  • побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся (что вместо [што], еговместо[ево];
  • произнесение слов с акцентом или  с характерными особенностями местного говора;
  • неправильное ударение в словах;
  • монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес  к содержанию высказывания
  • ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми
  • многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
  • насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
  • использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
  • частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: (Танечка, вымой ручки!  Катенька, убери чашечку со столика!);
  • засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказатьи т.д.);
  • копирование речи малышей, «сюсюканье»);
  • использование в речи слов не понятных детям без уточнения их значения и т.д.

Воспитателю  необходимо:

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • четко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;
  • строго придерживаться в речи орфоэпических норм,  правильно ставить ударения в словах;
  • использовать   средства интонационной выразительности речи: силу голоса,  темп, логические ударения, паузы;
  • в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;
  • связно и в доступной  форме  передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учетом возраста ребенка и уровня его речевого развития;
  • использовать  в разговоре с детьми и персоналом  доброжелательный тон.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.