Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.
Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить «по минуточкам» сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.
Для вас, заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.
На этапе подготовки:
• избегайте чрезмерных требований к ребенку;
• предоставляйте право на ошибку;
• не думайте за ребёнка;
• не перегружайте ребёнка;
• не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам (логопед, психолог, физиолог, дефектолог, педиатр);
• устраивайте ребенку маленькие праздники.
Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей
1) Организуйте распорядок дня:
• стабильный режим дня;
• сбалансированное питание;
• полноценный сон;
• прогулки на воздухе.
2) Формируйте у ребенка умения общаться:
• обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.
3) Уделите особое внимание развитию произвольности:
• учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.
4) Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:
• во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);
• закрепите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках;
• используя лото и книги, закрепляйте с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.
• развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов;
• составляйте рассказы по картинкам;
• следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;
Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго, 10-15 минут — временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.
5) Тренируйте руку ребенка:
• развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).
Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы — чуть расслаблены.
• копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.
Внимание! При выполнении графических задании важны не быстрота, не количество сделанного. А точность выполнения — даже самых простых упражнений.
Продолжительность работы — 3-5 минут, затем отдых, переключение и. если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее, линии должны быть четкими, ровными, уверенными.