Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения.
Л.И. Божович указывала, что готовность к обучению в школе – это совокупность определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.
Термин «психологическая готовность к школьному обучению» («готовность к школе», «школьная зрелость») используется в психологии для обозначения определенного уровня психического развития ребенка, по достижении которого его можно учить в школе. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.
Психологическая готовность к школе означает, что ребенок может и хочет учиться в школе.
Структура психологической готовности ребенка к школе
В структуре психологической готовности ребенка к школе принято выделять:
— Личностная готовность (готовность ребенка к принятию позиции школьника)
— Интеллектуальная готовность ребенка к школе (наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов)
— Эмоционально—волевая готовность (ребенок должен уметь ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации)
— Социально-психологическая готовность (наличие у ребенка нравственных и коммуникативных способностей).
Интеллектуальная готовность – наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, необходимого уровня развития познавательных процессов: памяти, мышления, воображения. Интеллектуальная готовность предполагает также соответствующее речевое развитие, формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу.
Познавательная готовность — развитость познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи.
Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий.
Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению.
Хочется обратить внимание на то, что ДИАГНОСТИКУ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ стоит проводить не перед поступлением в школу, а минимум за ГОД ДО ШКОЛЫ, так как при возможном выявлении трудностей и недостаточном развитии одного из компонентов готовности к школе, у Вас и ребенка будет время, чтобы позаниматься, подготовить ребенка и успешно перед школой пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).