Добрый день, уважаемые родители!
Сегодня я хочу предложить вам ознакомиться с таким направлением моей работы как нейропсихологическая коррекция. Нейропсихологическое сопровождение развития детей осуществляется в интегрированной группе и в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Сегодня я познакомлю Вас с такими понятиями как нейропсихология детского возраста, что такое нейропсихологическая коррекция и перечислю проблемы которые встречаются у детей дошкольного возраста которым нужна нейропсихологическая коррекция.
В последние десятилетия наблюдается резкое увеличение числа детей, обнаруживающих трудности в обучении, увеличение (прежде всего в связи с отказом специалистов от переучивания) количества леворуких детей. Растет число детей, имеющих в истории развития факторы риска во время беременности, родов, что не проходит бесследно и выливается в проблемы адаптации в детском саду, а затем и в школе. Появляется все больше детей, проблемы которых ставят педагога в тупик. «Не внимателен, отказывается от работы, ленится, делает глупые» ошибки. Сколько не бейся, все без толку»
Нейропсихология это наука о мозговой организации психических функций. Нейропсихология детского возраста изучает формирование мозговой организации психических функций в процессе индивидуального развития ребенка. Этот процесс называется онтогенезом. Любая психическая деятельность, ¾ это сложно организованная функциональная система. Овладение ребенком возрастными навыками требует слаженной работы всех зон и участков мозга. Центральное место в нейропсихологическом подходе занимает знание того, какие зоны мозга работают, когда человек решает арифметическую задачу, пишет, читает, запоминает и припоминает, выполняет чертеж, узнает знакомые предметы и лица. Например, если ребенок неусидчив, отказывается от занятий в детском саду, испытывает трудности в овладении учебными навыками в школе, возможно предполагать, что имеются в разной степени выраженности функциональная несформированность либо отдельных звеньев психической деятельности, либо нарушение деятельности целых блоков мозга. Часто, при неврологическом обследовании у таких детей выявляется микросимптоматика, свидетельствующая о мозговой дисфункции. Как правило, у таких детей наблюдается дезадаптивное поведение, трудности в общении, выраженные негативные личностные особенности. Например, ребенок может быть агрессивным или наоборот очень неуверенным; он может быть чрезмерно избирателен в еде или наоборот, неразборчив и безудержен и т.д
Исследования нейропсихологов подтверждают важное влияние на формирование интеллектуальной и эмоционально-личностной сферы подкорковых структур. В нейропсихологии принято выделять подкорковые образования в первый функциональный блок мозга, обеспечивающий энергетический тонус психической деятельности. Детей с функциональной недостаточностью подкорковых образований характеризует быстрая утомляемость и истощаемость психических процессов, нарушения внимания и памяти, нарушения мышечного тонуса и т.д. Конечно с жалобами на быструю утомляемость, низкую работоспособность ребенка и другими неспецифическими жалобами родители обращаются к медикам, к участковым педиатрам, невропатологам, психоневрологам. Нейропсихологическая коррекция таких состояний существенно дополняет, психофармакологическую терапию, работу логопедов и коррекционных педагогов, детских психотерапевтов.
Что такое нейропсихологическая коррекция?
Нейропсихологическая коррекция направлена на стимуляцию развития и формирование слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга. Посредством специально разработанных двигательных упражнений и развивающих игр стимулируется формирование определенных компонентов психической деятельности: регуляция и контроль психической деятельности, моторные навыки, зрительное, слуховое, пространственное восприятие и многие другие.
В процессе занятий происходит коррекция психофизиологической основы психической деятельности и формирования личности ребенка. Достигается понимание родителями взаимосвязи функционального состояния ребенка и его поведения. Происходит коррекция взаимоотношений родителей и ребенка.
Занятия по нейропсихологической коррекции показаны ребёнку, имеющему следующие проблемы:
— родовые травмы;
— рождения с помощью кесарева сечения;
-повышенный или пониженный тонус;
— частые заболевания, в том числе на первом году жизни;
-травмы головы, получение общего наркоза;
— в анамнизе — ПЭП, ММД, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, гипертензионный синдром;
— мало ползал или не ползал совсем;
-ходил на цыпочках, поздно начал говорить;
—гиперактивен или излишне медлителен;
Импульсивен ,раздражителен, конфликтует с детьми;
— быстро утомляется, с трудом засыпает;
— не сразу откликается и понимает обращённую к нему речь;
— пишет ,рисует левой рукой;
— имеет задержку формирования мелкой моторики рук;
— не может описать картинку, скопировать рисунок;
— двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;
— с трудом высиживает 15 минут на одном месте;
— невнимателен, рассеян, не доводит дело до конца;
-часто отвлекается, не может сосредоточится;
-неуклюж, часто спотыкается, излишне травматичен.
Уважаемые родители ,если вы обнаружили проблемы указанные выше у вашего ребёнка, не упускайте времени, проходите нейропсихологическую диагностику с ребёнком и приводите его на нейропсихологическую коррекцию.
Литература В.С. Коганова, Е.В. Пивоварова «Нейропсихологические занятия с детьми»
Педагог- психолог Г.М. Олехнович