«Экономическое воспитание детей дошкольного возраста в специально организованной деятельности»

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Содержание образования на современном этапе ориентированно не только на приобретение определенных знаний, умений и навыков, но и на усвоение ребенком способов познания, саморазвития, ориентацию в окружающем мире. Одной из задач развития образования является совершенствование экономической подготовленности дошкольников.

Процесс формирования элементарных экономических представлений у детей дошкольного возраста станет более эффективным, если:

— будет выбран системно-деятельностный подход в работе по формированию экономических представлений, личной ориентации;

— образовательный процесс будет строиться на единстве целей, содержания, форм и методов обучения;

— будет создана экономическая предметно-пространственная развивающая среда;

— будет разработана и внедрена технология обучения детей элементарным экономическим представлениям, включающая эмоционально-мотивационный, когнитивный, деятельностно-игровой подход.

Работа, проводимая в учреждениях дошкольного образования по формированию экономической культуры дошкольников, расширяет экономический кругозор и понятийный словарь детей, вызывает интерес к экономическим явлениям, воспитывает трудолюбие, бережливость и экономность. Игра и занятие как формы организации образовательного процесса, в основе которых находится содержание с элементами экономических знаний, целесообразно проводить в форме занятий-путешествий, занятий- викторин, занятий-игр, занятий-сказок, занятий-экскурсий, занятий-развлечений, занятий-конкурсов, занятий-соревнований. Усвоение ребенком знаний наилучшим образом происходит при соблюдении принципа системности, комплексности, постепенности, систематичности, индивидуализации темпа работы, повторности. Успешному решению задач экономического образования способствуют так же межпредметные связи.

Для выполнения задач учебной программы дошкольного образования необходимо расширять представления детей о природных ресурсах, которые нужно использовать экономно, формировать представление о роли чистого воздуха, воды, основных источниках света и тепла, воспитывать ответственность за состояние природы.

В работе по трудовому воспитанию необходимо уделять внимание вопросам ознакомления дошкольников с трудом взрослых, вовлекать самих детей в посильный труд. Работа по формированию навыков бережного, хозяйственного, экономного отношения к природному и предметному миру может быть организованна через изготовление поделок, необходимых в быту. В процессе изобразительной деятельности стимулируется детская инициатива, развивается творческая активность, воображение, познавательные способности. Можно предложить занятия по следующим темам: «Магазин игрушек» (рисование карточек с изображением товаров), «Мир детской книги» (дизайн витрины), «Моя любимая игрушка» (конкурс рекламы), «Ценообразование» (разработка ценников для игры) и др.

Особое внимание обратить на работу по развитию речи детей. С этой целью можно предложить составить рассказы по темам: «Я – покупатель», «Магазин», «Бюджет семьи», «Мой вклад в семейный бюджет».

В совместной деятельности воспитателя дошкольного образования с детьми по экономическому воспитанию можно предложить задания познавательного характера. Внесение элементов игры, неожиданных моментов разнообразит восприятие серьезного материала. Задания могут быть следующего характера «подбери антонимы», «исключи лишнее слово», «реши правильно». Данные упражнения всегда вызывают у детей интерес.

Невозможно представить воспитание, обучение и развитие ребенка дошкольного возраста вне семьи, поэтому реализуя задачи по расширению представлений о поведении, соответствующим таким ролям, как сын, дочь, внук, сестра, брат, можно сделать акцент на способах экономии семейного бюджета каждым членом семьи, оплате за коммунальные услуги.

Развивая представления об основных занятиях взрослых, формируя уважение к труду, можно рассказать о людях, заботящихся о том, чтобы наша жизнь была комфортной. А формируя элементарные представления о родном городе – посетить (можно виртуально) местную котельную или ТЭЦ, где ребята убедятся, как много затрачивается сил, средств, энергии, чтобы в домах было тепло, светло.

Формируя представления о человечестве как семье, живущей в общем доме под название планета Земля, необходимо воспитывать у детей стремление оказывать личный вклад в деле восстановления экологического баланса планеты, соблюдая нормы бережливости, экономии, тем самым снижая объемы загрязнения окружающей среды.

Формирование основ экономической культуры дошкольников предполагает работу по экономическому воспитанию и формированию навыков бережного отношения к продуктам человеческой деятельности.

Реализуя задачи учебной программы дошкольного образования, педагоги учреждений дошкольного образования осуществляют образовательный процесс, используя различные виды деятельности. Наиболее благоприятными для воспитания экономической культуры у детей можно считать игровую, трудовую и художественную деятельность.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.