Учитель-дефектолог И.Г.Кацефирко
Как и в любом занятии, нужна системность и постоянность.
Выберете удобное время и занимайте ежедневно, через день, но не менее 3 раз в неделю. Если вы видите, что ребенок в плохом настроении, то занятие лучше пропустить. Так же и Вы — если не находите в себе сил и терпения, лучше не начинать.
Во время занятий почаще хвалите и радуйтесь каждому успеху ребенка.
Проведение занятий: начинать занятие желательно с артикуляционных упражнений (2 — 4 упражнения, несколько минут). Далее – работа над звуком (повторение за взрослым, называние картинок; 5 — 10 минут). Можно делать «отдых» для пальчиковых игр, рисования или настольных, подвижных игр.
— Для развития движений артикуляционного аппарата старайтесь давать ребенку жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.
— При выполнении артикуляционных упражнений старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
— Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Говорите по-разному. Повторяйте по многу раз одно и то же слово, да и фразу, меняя порядок слов. «БАБУШКА ПРИШЛА. ПРИШЛА НАША БАБУШКА». Это позволяет ребенку легче услышать и понимать: фразы делятся на слова. Не переусердствуйте. Не употребляйте слишком много длинных фраз.
— Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
— Расширяйте словарь ребенка. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках и в книжках и, конечно, имена родственников и близких людей. Чаще спрашивайте: «Где стол? Где часы?» и т. д.
— Читайте. Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз — не бойтесь, что это надоест ребенку. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.
— Обратите внимание на развитие мелкой моторики — точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами — все это поможет речи, а в будущем и письму. Пусть ребенок сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава.
— О пользе артикуляционной гимнастики в развитии ребенка. Артикуляционный аппарат должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, необходимые для звукопроизношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык: где находится (за верхними зубами или за нижними). При этом движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями.