Внимание — это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней.
Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Маленький объем внимания — это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
Недостаточная концентрация и устойчивость внимания — ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
Недостаточная избирательность внимания — ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Плохо развитая переключаемостью внимания — ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой.
Плохо развитая способность распределения внимания — неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.
Недостаточная произвольность внимания — ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
Подобные недостатки не могут быть устранены включаемыми «упражнениями на внимание».
Память человека — это способность сохранять и воспроизводить в своём сознании прежние впечатления, опыт жизни. Память — это воспоминание о ком-нибудь и о чём-нибудь. Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. В нашей памяти отражается весь наш опыт: воспоминания о том, что мы делали, слышали, видели, думали, чувствовали. Это бесконечная лента жизни, наполненная яркими картинами природы, образами родных и друзей, кинофильмами, театром, книгами, музыкой, запахами и многим-многим другим.
Для того чтобы развивать память дошкольников, можно использовать следующие игры и упражнения:
КАК УЧИТЬ РЕБЕНКА ЗАПОМИНАТЬ
Предложите ребенку записать сказку. Вы читаете сказку или рассказ (для начала лучше небольшой — состоящий из 4 — 5 основных эпизодов), затем предлагаете ему пересказать текст. Это довольно сложно: практически у всех детей связный пересказ услышанного вызывает трудности. Успокойте малыша, если у него ничего не получается, и предложите ему записать сказку, чтобы потом ее можно было прочитать. А записывать сказку не обязательно буквами, которые ребенок еще не знает. Сделать это можно и с помощью картинок. Вы берете бумагу и карандаш и рисуете квадрат (рамочку). Вместе с ребенком вспоминаете, о чем говорится в начале сказки. Например, о девочке, которая вышла из дома. В квадрате-рамочке вы схематично рисуете девочку около домика и говорите, что так можно записать начало сказки. Затем рисуете еще одну рамку, рядом с первой (можно соединить их стрелкой), и говорите, что в этом квадратике надо записать, что было дальше. Помогите ребенку выделить следующий эпизод и изобразите его в рамке с помощью 2 — 3 условных обозначений. Аналогично следует изобразить остальные эпизоды сказки или рассказа.
Теперь пусть ребенок попробует, пользуясь записью, пересказать услышанное. Это задание не вызовет у него затруднений. Так вы можете записать несколько рассказов или сказок (для начала их лучше сочинить самим, чтобы сюжет был достаточно ясен и прост). В дальнейшем такие записи может делать и ребенок, а потом самостоятельно.
Игра «Что изменилось?»
Игра проводится так. Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. Ребенку предлагают в течение минуты ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время 1-3 предмета перекладывают на другие места. Снова дается минута на осмотр предметов, после чего накрывают их газетным листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?
Картинки «Найди отличие».
Все ребята с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложите малышу взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.
«Найди букву»
Если ребёнок знает букву (или несколько букв), предложите ему такую игру. В книжке с крупным шрифтом нужно просматривать слова, подчеркивая (карандашом) без пропусков букву «а» («о») в течение 5 мин. Через 5 минут вместе проверьте, нет ли пропущенных букв.
«Найди буквы»
Можно усложнить задание. Букву «о», например, обвести в кружок, а букву «п» — в квадрат, треугольник, подчеркивать, зачёркивать и т. д.
«Топ-хлоп»
Произносите фразы-понятия — правильные и неправильные. Если выражение верное, ребенок хлопает, если не правильное — топает. Примеры: «Летом всегда идет снег». «Картошку едят сырую». «Ворона — перелетная птица». Чем старше ребенок, тем сложнее должны быть понятия.
Играя с ребёнком, выполняя упражнения, не слишком утомляйте его. Старайтесь играть и максимально разнообразить этот процесс. Следите за его реакцией и либо меняйте занятие, либо дайте ему отдохнуть.
Удачи Вам и вашим детям!