Консультация для педагогов и родителей
Садковская Н.Ф., учитель-дефектолог
Данный период характеризуется значительными успехами в умственном и речевом развитии ребенка. Речь его становится разнообразнее, точнее, богаче по содержанию.
Дети этого возраста обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша все чаще и чаще обращаться ко взрослым с самыми разнообразными вопросами. Он хорошо понимает, что каждый предмет, действие, совершаемое им самим или взрослым, имеет свое название, т. е. обозначается словом. Отсюда и постоянные вопросы: «Что это?», «Как называется?», «Зачем?», «Куда?», «Откуда?».
Отвечать на такие вопросы нужно обязательно. Чем больше вопросов, тем ярче проявляется стремление малыша расширить свои знания, тем прочнее устанавливается им связь между предметом, действием, качеством предметов и словами, их обозначающими. Однако следует помнить, что у детей еще недостаточно устойчиво внимание и поэтому они не всегда могут выслушать до конца ответы взрослых, поэтому ответы должны быть максимально краткими и содержательными.
К концу пятого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 2500 – 3000 слов.
Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем речи. На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов.
Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки:
- неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными («большой окно», «железная кольцо»);
- неправильно употребляют падежные окончания («Мама «окны» моет»);
- при образовании родительного падежа существительных множественного числа (ручка – «ручков», «деревов», «колесо’в»).
Эти ошибки следует регулярно исправлять, чтобы у ребенка правильно формировалось чувство языка.
В этот период происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). Так, укрепление мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношению (без смягчения) твердых согласных: санки вместо ранее произносимого «сянки».
Дети начинают верно произносить слова со стечением 2 – 3 согласных (стол, клюв); становится возможным употребление более сложных по слоговой структуре слов (земляника, воспитательница).
Большинство детей правильно произносят такие трудные для усвоения звуки, как ы, э, х, приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки (с, сь, з, зь), появляется звук ц.
У некоторых детей появляются звуки позднего становления (ш, ж, ч, щ, л, р).
Но, как правило, большинство малышей еще не произносят:
- шипящие звуки (Ш, Щ, Ч, Ц), заменяя их соответствующими свистящими: звук Ш звуком С («суба» вместо шуба), Ж – З («заба» вместо жаба), Ч – Ц («цасы» вместо часы), Щ – С или СЬ («сенок» вместо щенок, «савель» вместо щавель).
- сонорные звуки Р, РЬ, Л- дети заменяют эти звуки, звуком Й или ЛЬ («йак», «ляк» вместо рак; «лека», «йодка» вместо река, лодка).
В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных, а также в словах, насыщенных определенными согласными, например, шипящими и свистящими одновременно, малыши еще нередко пропускают звуки и слоги, переставляют их. Например: слово «пожалуйста» могут произносить как «пожаста», температура как «тематура».
Сложные по произношению слова можно проговорить с ребенком по звукам, по слогам, «отхлопать» ладошками это слово, если ребенок владеет звуко-буквенным анализом, составить его из букв разрезной азбуки или из кубиков.
Постепенно, под влиянием обучения, дети преодолевают эти трудности и начинают сохранять слоговую структуру слова.
Совершенствуется речевой слух ребенка. Несмотря на то, что малыш еще не может правильно произносить некоторые звуки, он подмечает неточности в произношении у своих сверстников.
На данном этапе необходимо продолжать развивать фонематический слух ребенка.
Учить детей различать звонкие и глухие согласные (ж — ш, с — з и т.д.).
Можете предложить ребенку следующие упражнения:
- Повторить за Вами слоговые ряды:
та — да — да
да — та — да
па — ба — ба
ба — ба — па
са — за — за
за — са — за
ка — га — га
га — ка — ка и т.д. - Вы читаете слова или слоги, в которых чередуются глухие и звонкие пары звуков. Ребенок поднимает руку, если слышит звонкий, и опускает — если слышит глухой:
са — за — зы — сы
со — сэ — зо — зэ
сани, сайка, зайка, знамя, скалка, свалка, звание, стакан
Аналогично проводятся упражнения на дифференциацию твердых — мягких звуков (л — л’, р — р’, т — т’).
Упражнение на дифференциацию звуков
(из книги А.И. Максакова «Правильно ли говорит ваш ребенок»)
- Звуки С — 3
Скороговорка:
Стоит воз овса,
Возле воза овца.
Поговорки:
У страха глаза велики.
Лето собирает,
а зима поедает.
Трусливому зайке
и пенек волк.
Один за всех,
все за одного. - Звуки С — Ц.
Поговорки:
Заглянет солнце
и к нам в оконце.
Кто за все берется, тому ничего не удается.
Конец — делу венец.
Цыплят по осени считают. - Звуки С — Ш
Чистоговорки:
Са — ша — ша —
Соня моет малыша.
Ас — аш — аш —
под сосной стоит шалаш.
Шесть мышат
в шалаше шуршат.
Саша любит сушки,
а Соня ватрушки.
Вымыли мышки
миски для мишки. - Звуки Ц — Ч
Чистоговорки:
Ча — ца — ца —
стоит мальчик у крыльца
Ца — ча — ча —
растет птенчик у грача.
У волчицы — волчата,
а у курицы — цыплята.
Два близнеца,
два братца
на нос верхом садятся (очки). - Звуки С — Щ
Чистоговорки:
ща — са — са —
под кустом сидит лиса.
У гусыни усов ищи,
не ищи — не сыщешь.
Ищи ветра в поле.
Щи да каша —
пища наша.
Всякой вещи свое место. - Звуки Р — Л
Скороговорки:
Рыбу ловит рыболов — весь в реку уплыл улов.
Вкусная халва — мастеру хвала.
Рома играет на рояле,
а Рита на флейте.
Ландыш наш
Лавр рвал,
Ларе ландыши давал,
Лара ландыши брала,
Рада ландышам была,
Лавр дарил ведь
от души
Ларе ландыши.
Развитие слухового внимания:
- Прочитайте ребенку стихотворение «Путаница» К. Чуковского, попросите определить неточности.
- Прочитайте стихотворение 3. Александровой: » Что взяла, клади на место»
Предложите помочь девочке расставить вещи по своим местам.
Это Оленьке известно:
Что взяла,
Клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.
На кроватку
Ставит кружку,
На паркет
Кладет подушку.
Прячет ботики в буфет.
Все на месте или нет?
Если мама промолчала,
Надо делать
Все сначала:
На буфет нести
Подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать.
Кажется, не так опять?
Оля смотрит виновато:
Нет, стояло все не там…
Помогите ей, ребята,
Все расставить
По местам.