Период дошкольного детства весьма важен при формировании гендерной идентичности. Гендерная идентичность — это аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола, одна из базовых характеристик личности и формируется в результате психологической интериоризации мужских и женских черт, в процессе взаимодействия «Я» и других, в процессе социализации.
Гендерная идентичность формируются с рождения ребенка при определении его пола. С этого момента начинается процесс гендерной социализации, когда детей целенаправленно воспитывают в соответствии с принятыми в обществе представлениями о «женском» и «мужском». На основании существующих эталонов у ребенка складываются представление о собственной гендерной идентичности, его поведение и самооценка.
С возростом гендерная идентичность развивается: так ребенок двух лет, как правило знает свой пол, но не может назвать причины его определения. Осознанно дети определить пол окружающих людей могут после трёх лет. К 6-7 годам дети уже осознают необратимость половой принадлежности.
Вместе с тем, иногда у мальчиков и девочек встречается нарушение гендерной идентичности. У большинства же людей биологический пол и гендерная идентичность совпадают. Так, рожденный мужчиной ощущает себя мужчиной, а рожденная женщиной ощущает себя женщиной. Но для некоторых людей они различны, в таком случае приходится говорить о нарушении гендерной идентичности, что становится для отдельной личности серьёзной проблемой..
У детей расстройство гендерной идентичности может проявиться с четырех лет. Это выражается в разной степени устойчивыми представлениями ребенка о том, что у него не правильный пол, в отвращении к собственным половым органам, в стойком предпочтении одежды, игр, манеры поведения, прически, которые свойственны представителям другого пола. Таким образом, при нарушении гендерной идентичности дети чувствуют, что они должны быть представителями противоположного пола и стремятся стать такими.
Определяющими факторами в формировании гендерной идентичности у детей в семье являются: её состав, ценностные ориентации родителей в области воспитания сына и дочери, адекватные методы воспитания этих качеств, характер взаимоотношений взрослых между собой и с детьми.
Группа сверстников, общение с педагогами и другими взрослыми, детская художественная литература, средства массовой информации и иные факторы также становятся важными в формировании гендерной идентичности. Формирование гендерной идентичности будут способствовать воспитание с учётом гендерных особенностей, организация игровой деятельности детей как модели, обеспечивающей активное усвоение гендерной роли, создание гендерно-комфортной среды, повышение компетентности родителей по вопросам гендерного воспитания и формирования гендерной идентичности дошкольника.
Организую игровую деятельность детей дошкольного возраста необходимо обратить внимание на следующие факторы. Привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения мальчиков и девочек в игре социально одобряемых образов мужского и женского поведения.
При организации гендерно-комфортной среды создаётся предметно-развивающая среда, окружающая девочек и мальчиков. Это : уголки мужского и женского труда, содержащие оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений; куклы-девочки, куклы-мальчики со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами, способствующие выполнению различных социальных ролей(кукла-мать, кукла-мастер).
С целью повышения компетентности родителей по вопросам гендерного воспитания и формирования гендерной идентичности у сыновей и дочерей нужно использовать разнообразные формы: родительские собрания, консультации, семинары-тренинги по теме гендерного воспитания.
Таким образом, формирование гендерной идентичности в дошкольном возрасте должно строится с позиции системного подхода, призванного решать как социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей. Для достижения этой цели нужно объединить усилия специалистов, педагогов и родителей.
Педагог-психолог Т.Н.Борисюк