В нашем учреждении дошкольного образования функционирует специальная группа для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
С хорошим настроением и радостной улыбкой каждое утро Вас и Ваших детей встречают:
Воспитатели дошкольного образования: Борисюк Татьяна Николаевна, Борисюк Наталия Геннадьевна;
Помощник воспитателя: Голуб Елена Павловна;
В специальной группе работают:
педагог-психолог: Борисюк Татьяна Николаевна;
учитель-дефектолог: Садковская Наталья Феликсовна;
Специальную группу с тяжёлыми нарушениями речи посещает 12 человек: 2 детей младшего возраста (3-4 года), 1 ребёнок среднего возраста (4-5 лет), 9 детей старшего возраста (5-6 лет).
В группе реализуется образовательная программа специального образования «Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушения речи» (Авторы-составители: Кислякова Ю.Н, Мороз Л.Н.) и учебная программа дошкольного образования.
Организация образовательного процесса в специальной группе носит коррекционную направленность и организуется с учетом структуры нарушений и возраста воспитанников на основании соответствующих учебных планов и учебных программ.
Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются учебным планом, расписанием специально организованной деятельности, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.
Проведение занятий осуществляется преимущественно в первую половину дня.
Учитель-дефектолог проводит следующие виды занятий:
-занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи,
-занятия по формированию произносительной стороны речи,
-занятия по обучению грамоте (в старшей группе).
В зависимости от периода обучения количество занятий меняется.
В процессе занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи осуществляется развитие понимания речи; уточнение и обогащение словарного запаса; формирование практических навыков словоизменения и словообразования; построения различных типов предложений; обучение самостоятельному высказыванию (пересказу, составлению рассказов по демонстрируемому действию, по сюжетной картине и др.)
На занятиях по формированию произносительной стороны речи осуществляется развитие фонематического слуха, формирование правильного произношения звуков; закрепление произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; подготовка к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.
Воспитатель решает следующие коррекционно-развивающие задачи:
-коррекция особенностей развития сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, обусловленных речевым нарушением;
— актуализация и закрепление речевых навыков, социально-бытового опыта на занятиях и в свободной деятельности.
При планировании занятий учитель-дефектолог и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Новые слова закрепляются на других занятиях, в играх (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и др.). В рамках изучения каждой темы учитель-дефектолог и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, умению составлять предложения.
Педагог-психолог работает в следующих направлениях:
— Детское индивидуальное психологическое консультирование;
— Психологическая коррекция детских личностных нарушений, таких как капризность, агрессия, замкнутость;
— Развивающие занятия как индивидуальные, так и групповые. Это занятия по развитию памяти, мышления, внимания;
— Индивидуальная психологическая диагностика личности ребенка, уровня психических процессов, а также уровня готовности к школе;
— Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей.
— Создание условий для повышения психологической компетентности педагогов и родителей.