На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Во время прогулки дети преодолевают различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Также во время пребывания на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем, о труде взрослых, о транспорте и т. д.
Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементар- ную зависимость. Наблюдения вызывают у ребят интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Всё это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей дошкольного возраста.
Эффективность прогулки в учреждении дошкольного образования во многом определяется пониманием её значимости, которое состоит в том, чтобы:
— удовлетворить естественную биологическую потребность ребёнка в движении;
— обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребёнка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;
— сформировать навыки в разных видах движений;
— способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребёнка;
— стимулировать функциональные возможности каждого ребёнка и активизировать детскую самостоятельность;
— создать оптимальные условия для разностороннего развития детей, активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирование положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений .
При планировании прогулки основная задача педагога состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений, экспериментальной деятельности.
Во время прогулки важно тщательно продумывать методы и приёмы регулирования двигательной активности детей:
— рациональное использование физкультурного оборудования;
— включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, посменный, круговой тренировки, станционный, индивидуальный);
— лаконичное объяснение заданий и чёткий показ упражнения;
— активизация мыслительной деятельности ребёнка (использование пространственной терминологии, самостоятельный выбор способа выполнения действий, наводящие вопросы, создание поисковых ситуаций);
— создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребёнка, как решительность, смелость, находчивость;
— вариативность подвижных игр, приёмов их усложнения.
Таким образом, правильно организованная и продуманная прогулка помогает осуществлять задачи всестороннего развития детей, укрепления здоровья и умственного развития.