Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Такие игры как «Ладушки», «Коза рогатая» и др. имеют не только развлекательное, но и развивающеевоздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.Такжеобращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться.
Дома Вы можете играть в такие игры:
Фасолевые ванны — в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Ребенок запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.
Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, ребёнок также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи. Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.
Мозаика — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.
Игры с пуговицами и бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую — разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой – маленький.
Пазлы –красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и мелкую моторику.
Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие — дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.
Правила выполнения упражнений.
Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
Нужно добиться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки.
При необходимости ребенку оказывается помощь.
Упражнения для пальчиковой гимнастики.
— Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки, то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук)
— Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук)
— Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их)
— Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить)
— Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы)
— Оса (выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же левой рукой; то же двумя руками)
— Имитация игры на пианино
— Надавливание ладонью одной руки на сомкнутые пальцы другой, преодолевая сопротивление.
— Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе).
— Ладошка — кулачок — ребро (на счет «раз, два, три»)
— Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
— Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу, те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук («дети бегут наперегонки»)
— Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно)
— Кольцо (кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки)
— Бочонок с водой (согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие)
— Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе):а) правой руки,б) левой руки,в) обеих рук одновременно
Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:
1.Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.
Н а п р и м е р: «Коза» — «Бочонок с водой». Ребенок переключается с позиции «коза» на позицию «улитка» (3 – 4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем на счёт «раз-два».И л и: «Бочонок с водой» — «Кольцо» — «Заяц». Можно предлагать любую последовательность упражнений.
2.«Рассказывать руками» сказки и маленькие истории. Сначала вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу.
Н а п р и м е р : «В одном чудесном месте протекала речка (изображаем «речку»). В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку»). Как-то раз по реке плыл пароход (изображаем «пароход»), он сильно гудел, и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки («река»), росло дерево (упражнение «дерево») и т.д.
Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.
Учитель-дефектолог И.Г.Кацефирко