Подготовила учитель-дефектолог И.Г.Кацефирко
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук. Развитие мелкой моторики рук очень важно для ребенка, так как ему необходимы точные координированные движения, чтобы раскрашивать, одеваться, играть в конструкторы, а также выполнять различные бытовые действия. Движения руки тесно связаны с речью и способствуют её развитию.
Что же можно делать, чтобы развивать мелкою моторику рук у ребенка дома? Ответ достаточно прост: полезны почти все действия, требующие работы рук и пальцев.
В продаже имеется много развивающих пособий, для развития мелкой моторики. Кроме того, подобные пособия не трудно сделать самим (закручивание пробок от пластиковых бутылок, сортировщик своими руками, игры с прищепками, нанизывание макарон на шнурок и т.д.). Кроме того, использование развивающих пособий с нетрадиционным использованием различных предметов прекрасно развивает фантазию ребенка.
Перед игрой следует обсудить ее содержание, сюжет, рассказать о правилах использования предметов. Это не только подготовит ребенка к правильному выполнению движений в игре, но и создаст благоприятный эмоциональный настрой. Игры нужно проводить регулярно, систематически.
Вот некоторые игры, которые можно проводить с ребенком дома.
Смешать фасоль и горох и попросить разобрать крупы по разным контейнерам.
Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире.
Переливать жидкости из одной емкости в другую, можно переносить ложкой их одной тарелки в другую.
Замешивать тесто.
Игры с крупами. Подойдет любая крупа: гречка, фасоль, семечки, горох. Так же понадобятся различные емкости, сито, ложки. Варианты игр: Переспать крупу из ладошки в ладошку, зарывать руки, просеивать крупу сквозь пальцы. Можно спрятать мелкие игрушки. Также можно крупу пересыпать при помощи стакана, ложки из одной емкости в другую. Можно рисовать на манке.
Сортировать разные по цвету предметы (пуговицы, бусинки).
Собирать с пола соринки.
Помогать сматывать нитки в клубок
Помочь отвинтить крышку у бутыли или у тюбика зубной пасты.
Полезно рвать и мять бумагу, скатывать ее в комочки разного размера.
Вытирать пыль, ничего не упуская.
Включать и выключать свет.
Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
Перелистывать страницы книги.
Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.
Играть с мозаиками и пазлами.
Перебирать пуговички или других предметов по размеру.
Вырезать из бумаги разные фигурки.
Опускать предметы в узкие отверстия, например, в горлышко бутылки или можно сделать отверстие в картонной коробке.
Постарайтесь ограничить использование в рисовании фломастеров: они не требуют таких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки, как карандаши. Именно поэтому при выборе инструмента для раскрашивания и рисования остановитесь на цветных карандашах. Учите ребенка обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами.
Рисование штриховкой: заштриховать картинку в заданном направлении (прямой линией, в линеечку, в клеточку, пунктирной линией, волнистой линией, в горошек, в ромбик, в крючочек). Выбирайте способ штриховки в зависимости от возраста ребёнка.
Мелкую моторику развивают и другие простые и привычные занятия – плетение косичек, расчесывание кукол.
На прогулке строить из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Альтернативой песка в зимнее время может служить манка.
Выкладывать из счётных палочек или спичек картинки: дом, лодку, флажок, рыбку и т.д.
Выкладывание камешков по заданным линиям (от простых геометрических форм до более сложных силуэтов животных и предметов).
Своими руками можно сделать игры – шнуровки, заламинировав фигуры или наклеив на картон, придав тем самым прочность.
Творите, фантазируйте, и пусть игра будет в удовольствие!