Игры с водой и песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах: играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся трудолюбию и терпению. Помимо этого, игры с песком и водой помогают развитию мелкой моторики, координации движений, дают представление о таких важных понятиях, как «много-мало», «быстро-медленно», «короткий-длинный», «высокий-низкий». Малыши начинают знакомиться с геометрическими фигурами и формами, с основными цветами. Играя с песком, ребенок раскрепощается, так как он увлечен действием и игрой, а песок обладает релаксационным действием.
Как показывает практика, если ребенка не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать детей к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности. Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность, способствующей формированию у него обследовательских действий. Для того чтобы заинтересовать детей, пробудить в них творческую активность применяют игровые методы и приемы, художественное слово. Многообразие игр, представленных в методической и практической литературе, позволяют сделать воспитательно-образовательный процесс интересным, содержательным, практически направленным. Этому есть несколько объяснений:
— Действия с песком и водой – одна из форм познавательно-экспериментальной, игровой и продуктивной деятельности дошкольника.
— Игры с песком и водой позволяют расслабить мышцы и привести руки в “рабочее состояние”.
— В играх с песком и водой не требуется значительных пространственных перемещений ребенка.
Игры — эксперименты можно использовать на прогулке как часть наблюдения. Длительность их проведения четко не регламентируется. Это зависит от формы организации игры-эксперимента, интереса детей, но не более 10 минут за один этап. Опыты проводятся как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами
Очень важно, до начала игр-экспериментов, познакомить детей с правилами поведения с водой и песком:
— нельзя намеренно выливать воду из ёмкости; выкидывать песок из песочницы;
— нельзя брызгать водой на других детей; бросать песок;
— нельзя брать игрушки из песочницы в рот, пробовать песок и воду;
— после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.
Во время игр-экспериментов с водой необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для детей:
— Вода должна быть теплой (не вызывающей “тактильного дискомфорта” у детей, обеспечивающей безопасность для здоровья).
— Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7—10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей.
— Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях.
— Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям. Их можно хранить в пластиковых контейнерах с отверстиями, тазиках, на подносах.
— После окончания игр с водой следует раскладывать все мокрые предметы на полотенце для просушки.
При организации игр-экспериментов с песком важно учесть следующее:
— Песок должен быть чистым. Песок заполняет 1/3 емкости.
— Рядом должна находиться вода в лейке, чтобы можно было смочить песок.
— Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям.
Игры-эксперименты с водой и песком являются прекрасным посредником для установления доверительных отношений между взрослым и ребенком, способствуют созданию психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка. Они помогают создать хорошее настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, а также помогают накапливать жизненный опыт и развивают познавательную сферу ребенка. Малыши овладевают разными способами познания, в том числе и экспериментированием в игре, что способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.