У родителей детей шести-семилетнего возраста всегда возникают трудности воспитательного и обучающегося характера, так как в этот период дети идут в школу. И начало школьной жизни требует от ребенка сложной психологической перестройки.
Он жил раньше преимущественно эмоциями, импульсивными реакциями, спонтанными желаниями, играми, а теперь приходится подавлять свою активность и учиться подчиняться школьной дисциплине, требованиям учителя. На протяжении четырех уроков ребенок должен концентрировать внимание на учебном материале.
Именно в этот период проходит и кризис 6-7 лет.
Все трудности, с которыми сталкивается ребенок в школе, вся психологическая и физическая перестройка, которая с ним происходит, требуют огромной чуткости и терпения от взрослых.
В кризис 6-7 лет ребенка многое происходит в глубине, постепенно, без внешних эффектов, но изменения идут очень серьезные.
Физиологической основой кризиса этого возраста является эндокринный сдвиг, характеризующий бурным ростом тела, вегетативным ростом тела, вегетативной перестройкой, сменой зубов. Созревают важнейшие участки мозга, ответственные за логическое мышление и за способность делать то, что нужно, а не то, что хочется. Без этой перестройки, конечно, учиться в школе невозможно, будь ты хоть сто раз вундеркиндом, умеющим читать и считать.
Симптомами переходного периода являются нарушения психологического равновесия: неустойчивость настроения, капризность, обидчивость, плаксивость, упрямство, кривляние, раздражительность, дерзость и даже агрессивность.
Ребенок становится для взрослых непонятным, непослушным, с трудом поддается воспитательному воздействию.
В этот период важным моментом является привязанность и отношения. Для развития привязанности созревают отделы головного мозга, отвечающие за способность к обобщению. И с точки зрения развития привязанности: в душе ребенка поселяется внутренний родитель как целостный обобщенный образ родителя реального. Это не какой-то там абстрактный «родитель вообще», а именно тот, которого ребенок знает, несущий в себе самые разные черты и самые разные чувства.
Внутренний родитель – психологическое образование, которое формируется в результате обобщения всего опыта взаимодействия с реальными родителями. Это «родитель, который всегда с тобой» и формируется в целом к 7 годам. Ребенок становится способным выдерживать разлуку с родителем реальным.
Интересно, что во многих культурах к этому возрасту приурочены сепарационные ритуалы и практики.
Например, у мусульман в 7 лет мальчик переходит с женской половины дома в мужскую.
В православии традиция первой исповеди по достижению 7 лет: смысл в том, что ребенок теперь сам отвечает за свои поступки, не родители за него, он сепарируется от родителей и теперь общается с Богом напрямую.
Сейчас у ребенка уже имеется внутренний голос – голос родителей, который говорит ему в нужный момент, что мама или папа говорили, что это надо делать так. Родитель сейчас внутри ребенка. Родитель сейчас заботится о ребенке, вообще не находясь поблизости, с помощью просьб и предостережений, данных ребенку заранее.
Родительская забота и защита останутся с ним на всю оставшуюся жизнь.
После кризиса 6-7 лет ребенок встает на путь завершающей сепарации. Сейчас он к ней не готов, он похож на яблоко, которое уже почти созрело и даже зарумянилось, но отделяться от ветки ему рано, нужно еще набраться соков, дозреть.
А значит, в ближайшие годы ему все еще очень нужны родители, хотя основные события его жизни теперь будут происходить не в семье, а в социуме, в том большом мире, к выходу в который ему нужно успеть подготовиться.
Уважаемые родители!
Для более глубокого понимания ребенка, его развития, воспитания и образования Вам рекомендуется книга Людмилы Петрановской «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка». А книга американской писательницы Элинор Портер «Поллианна» поможет читателям согреть душу и с радостью преодолевать проблемы, которые ставит перед человечеством жизнь.
Педагог-психолог Г.М.Олехнович