Для чего существует мама?
Чтобы любить меня.
Легко сказать: не злоупотреблять неправильными типами воспитания детей, но что это за типы? Как отличить неправильное воспитание от правильного? И может ли вообще быть воспитание неправильным? Раз мы воспитываем, значит, делаем полезное ребенку. Однако, как бы это ни звучало парадоксально, может…
Наверное, невозможно перечислить все типы воспитания и их нюансы, влияющие негативно на психику ребенка но ряд из них мы все-таки напомним. А Вы задумайтесь, какой из этих типов используется Вами. Задумайтесь и постарайтесь скорее внести коррективы в свой стиль
общения с ребенком. Ведь если он сегодня всего лишь на всего расточек,
который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в
которых могут появиться черви, уничтожающие их.
- Кумир семьи. Наверное, любой из нас не прочь хоть для кого-то
стать кумиром, пускай на миг… и, говоря об этом типе воспитания,
невольно кажется — ребенку повезло: он обожаем, он действительно
любим, любим не просто, а без предела. Языческое божество, смысл
жизни, идол, требующий поклонения… Вернее – «пуп земли» и «центр
Вселенной»… Им восторгаются, над ним дрожат, все в доме буквально
молятся на него, предупреждая каждое желание. Любая прихоть малыша —
закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь незаурядность, и
даже шалости «кумира» неповторимы. Ежесекундно, ежеминутно родители в нем открывают новые «таланты», любуясь ими и демонстрируя
нередко эти мнимые способности знакомым, родственникам и друзьям.
Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным,
своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен.
Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться и одеться. Родители освобождают малыша от всех обязанностей. И это скажется впоследствии, когда настанет трудовая жизнь. Ну а пока такой ребенок практически не адаптируем к дошкольным учреждениям, где если он и выделяется, так только бесконечными капризами и отставанием от большинства ровесников в умении справляться с элементарными вещами. Над ним висит дамоклов меч психического дискомфорта. Своими методами воспитания Вы культивировали это.
- Гиперопека. Уже само название «гиперопека» подчеркивает сущность метода, свидетельствуя о «сверхопеке» малыша. Такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней. Ведь то, что он отличен от других, ему внушили уже с самого рождения, и он прекрасно знает, что неповторим. Любой конфликт с родителями – это поражение. Малыш привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю жизнь его до мельчайших мелочей и «разработали» ее маршрут, невольно превратясь в диктаторов… довольно часто при гиперопеке родители возносят малыша, как кумира, до небес. Однако вознося, они не только любуются ребенком, но и «готовят» вундеркинда. Малыш загружен до предела. И чтобы он оправдал их надежды, его оберегают от любого дуновения ветерка. А раз оберегают, значит, он и вправду большая ценность… и, веря в это, малыш возносит свою персону, день ото дня лишь погружаясь в оранжерейный климат своей семьи. Гиперопека ведет к безволию, лишает творческого начала. Такие дети, уже став взрослыми, могут пополнить ряды неудачников, им очень сложно жить в коллективе. Довольно часто гиперопека, не прекращающаяся и в подростковом возрасте, приводит у бурной реакции протеста.
- Гипоопека. Другая крайность наших воспитательных воздействий. Ребенок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. Он с малолетства вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям, о которых заботятся родители. Его потребности вообще никто не хочет удовлетворить. Все это отражается на психике ребенка, и он со временем начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности ребенка, преследует его потом всю жизнь.
- Воспитание по типу «Золушки». В такой семье малыш не знает о ласке и любви. Его все время унижают и оскорбляют. Он постоянно чувствует себя ненужным, плохим, ущербным, обузой в доме. Всего боится, особенно противопоставления другим, по мнению родителей, гораздо лучшим детям. Ребенок делает все от него возможное, чтоб походить на идеал родителей. Он угождает им, предупреждает их желания. Но кроме раздражения и гнева с их стороны по отношению к себе не знает других чувств. Малыш страдает и не знает, как себя вести, поэтому часто фантазирует и грезит нереальным миром, где проблемы решаются как в сказке… такие дети, вырастая, часто «мстят» родителям за далеко не «золотое» свое украденное детство.
- «Ежовые рукавицы». Когда ребенка держат в ежовых рукавицах, он обычно подневольное, бесправное и безголосое существо. Ему диктуют, ему приказывают, на нем срываются и раздражаются. Ему внушают лишь подчинение. Чуть что не так – ремень, угрозы и избиения. Страх заставляет его смириться, страх правит действиями и поступками. Такой ребенок, не зная ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь, ожесточается, черствеет и вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями протеста.
Мы познакомились лишь некоторыми неправильными типами воспитания детей, хотя на самом деле их не перечесть. Мы часто пользуемся ими, не догадываясь, как они отражаются на психике ребенка, и сами же способствуем обычно неврозу своих же собственных детей. Нередко мы сами являемся источниками стресса, психического дискомфорта, а ищем причину где-то извне и, бегая по разным специалистам, пытаемся ее хоть как-нибудь понять.
педагог-психолог Т.Н. Борисюк