Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль в разностороннем развитии личности ребенка.
Главная цель трудового воспитания детей дошкольного возраста — это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда. Будущее ребенка, его эмоционально-нравственное становление во многом определяется содержанием трудового воспитания в учреждениях дошкольного образования и в семье. Для семейного воспитания прогрессивным считается демократический стиль взаимоотношений между взрослыми, между взрослыми и детьми. Он основан на взаимном уважении и взаимопонимании, уважении к личности ребенка. Важнейшим в процессе формирования личности является воспитание трудолюбия.
В осуществлении трудового воспитания дошкольников выделяют наиболее типичные ошибки:
- Недооценка возможностей ребёнка в выполнении и несении определенных трудовых поручений и обязанностей, лишение ребят самостоятельности.
- Эпизодичность, кратковременный характер труда детей, отсутствие должной системы в организации детского труда.
- Чрезмерное увлечение словесными методами воздействия на личность ребенка: рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, назидания.
- Отсутствие или недостаток у родителей, соответствующих психологопедагогических знаний.
Часто можно наблюдать как, например, взрослый в совместной трудовой деятельности с детьми старшего возраста берет на себя самую важную часть работы: поливает растения, чистит клетки, готовит корм животным, убирает на место игрушки, личные вещи детей и пр. Ребёнок же при этом выполняют лишь отдельные мелкие поручения, что, естественно, не вызывает у него интереса к трудовому процессу. Иногда взрослые дают поручения тем детям, которые владеют некоторыми навыками и с охотой берутся за работу. Ребятам же, которые не умеют работать и категорически, под разными предлогами, отказываются от труда («Не умею», «Не хочу»), стараются давать поручения реже. Такую же картину часто можно наблюдать и в семье. …Утро. Кто торопится на работу, кто — в школу, а кто — в детский сад. Маленькая Настенька разделяет общее настроение. У нее своя забота: застрял чулок на ножке, не поддается ее усилиям. Настя пыхтит от усердия. Еще бы, это дело не легкое. Маме жаль дочку, да и ждать некогда. Она бросает свои дела и приходит малышке на помощь: «Давай помогу, побыстрей управимся». Но дочь возражает: «Я сама». Ребенок заявляет о своих возросших возможностях, он осознает свою силу, самостоятельность. Родителям радоваться бы только и использовать этот момент в воспитательных целях, а они порой сердятся, принимая стремление ребенка к самостоятельности за упрямство. «Ты еще маленький»,- заявляют они. Иногда бывает и так: без всяких церемоний отшлепала, отняла чулок, насильно натянула его на ножку малыша. А в результате конфликт: слезы ребенка, раздражение матери.
Самостоятельность — великое «завоевание» ребенка. У него рано просыпается желание все делать самому. Ребенок маленький, но за три года своей жизни у него уже накопился определенный опыт. Он постоянно видит, как взрослые что-то делают, как проворны руки мамы, как становится чисто и красиво после того, как эти руки прикоснулись к чему-то. Теперь пришел и его день делать что-то самостоятельно. И нужно поддержать это желание маленького ребенка, помочь освоить то, что ему еще дается нелегко. Научить малыша обслуживать себя — значит приохотить его к трудовым усилиям. И главное — ребенок почувствует свою причастность к общим семейным делам и заботам. Каждому взрослому необходимо помнить, что никакие беседы с детьми о необходимости трудиться, никакие примеры самоотверженного труда взрослых не сделают ребенка трудолюбивым, если он сам не участвует в работе и не испытывает радости и удовлетворения от нее.
Таким образом, стремление ребенка сделать что-то самостоятельно является важным фактором в целом и в формировании его трудолюбия, в частности.
Не менее важно в выработке трудовых навыков повседневное, регулярное участие детей в труде. Работа, выполняемая от случая к случаю, не может сформировать привычку трудиться. Дети, не приученные к систематическому труду, неаккуратны, не хотят участвовать в работе («Не умею», «Не хочется», «Надоело»). Родители должны стараться побуждать ребенка к самообслуживанию и делать это не от случая к случаю, а постоянно, постепенно, усложняя требования к ребенку («Не жди, чтобы тебе помогли. Делай сам.» — «Ты уже большой и потому умеешь одеваться сам» — «Смотри, все дети гуляют, а ты еще не одет. Ну-ка, поторапливайся»). Это мобилизует ребенка. Он старается побыстрее одеться, чтобы играть. Лень приходит туда, где нет ей сопротивления, где родители и воспитатели не прививали ребенку трудолюбия. Очень важно, чтобы те несложные трудовые поручения, которые ребенок выполняет в детском саду, стали бы и дома повседневной обязанностью. Интерес к трудовой деятельности взрослых и желание в нем участвовать появляется у ребенка очень рано, в два-три года. И если взрослые учитывают, возросшие возможности малыша, то возникает гармония взаимоотношений.
Какие же трудовые обязанности могут нести по дому дети дошкольники? В раннем возрасте эта помощь лишь символическая, но и здесь главное — рабочее усилие, положительная эмоциональная окрашенность действий, формирующиеся трудовые навыки. Ребенка можно приучать убирать на место игрушки после игры, перед обедом поставить на стол тарелку, положить ложки. Трех-, четырехлетний малыш может помочь маме накрыть на стол к ужину, убрать со стола, полить цветы. Обязанности пяти-, шестилетних детей значительно возрастают. Они могут помочь мыть посуду, убрать постель, свою комнату, игровой уголок, присмотреть за младшими детьми и др. Участвуя в общих работах по дому, ребенок на практике познает, что каждый член семьи имеет свои обязанности. Постоянные обязанности воспитывают важное нравственное качество — ответственность. С годами перечень обязанностей растет, они усложняются. Вот шестилетний ребенок подметает пол, поливает цветы, убирает постель. С каждым днем он делает это лучше, гордится своими умениями и радуется, когда мама называет своим помощником. Необходимо, чтобы ребенок был приучен к тому, что какой-то вид домашней работы обязан выполнять именно он. Дошкольник должен трудиться не только потому, что его труд приносит ему радость и удовлетворение, но и постепенно постигать истину о том, что его труд нужен другим. Если в доме и в детском саду всегда порядок, чистота, если каждая вещь имеет свое определенное место, то и ребенок приучается к аккуратности: не сорит, не разбрасывает игрушки и вещи, кладет их на место.
Трудовой настрой, аккуратный и привлекательный внешний вид взрослых, своевременное устранение беспорядка окажут благоприятное влияние на воспитание трудолюбия у детей.