Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире, учатся общаться со сверстниками, также прогулка имеет оздоровительное значение.
Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов:
- наблюдение;
- двигательная активность: подвижные, спортивные
игры, спортивные упражнения;
- индивидуальная работа по различным направлениям
развития воспитанников;
- трудовые поручения;
- самостоятельная деятельность детей
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
Наблюдение
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.
При планировании наблюдений воспитатель продумывает:
- оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения,
размещение детей;
- приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные
моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация);
- приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы,
действия, сравнение, использование детского опыта).
В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Объектами наблюдений могут быть:
- Живая природа: растения и животные;
- Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
- Труд взрослых.
Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.
Двигательная активность
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.
В двигательную деятельность детей на прогулке рекомендуется включать:
- В младшей группе игры с текстом (подражание действиям воспитателя). На утренней прогулке 6-10 минут, на вечерней прогулке 10-15 минут.
- В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей). На утренней и вечерней прогулке 10-15 минут.
- В старшей группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. На утренней прогулке 20-25 минут, на вечерней прогулке 12-15 минут.
Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.
Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.
Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.
Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом — это езда на велосипеде, классики, зимой — катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Переобуваются, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.
Индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников тщательно планируется. При этом учитываются рекомендации узких специалистов. Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа охотно выполнял предложенные задания.
Трудовое поручение
- воспитатель привлекает детей к сбору игрушек;
- оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки (по уходу за растениями, уборка листьев в осенне-весенний период, уборка снега и т.д.)
- Самостоятельная деятельность детей. Помимо организованных форм работы по развитию движений в двигательном режиме большое место занимает самостоятельная деятельность. У ребёнка появляется возможность играть, двигаться по собственному желанию. Участвуя в играх самостоятельно, дети организуются в небольшие группы, свободно бегают, прыгают, догоняют друг друга, упражняются в метании, играют с мячом, со скакалкой. Такие игры ценны тем, что каждый ребенок может проявить инициативу и выполнить задуманное. Роль воспитателя заключается в организации условий для самостоятельной деятельности (необходимое оборудование участка, выносной материал: атрибуты, игрушки, модульный материал и пр.).Зимой преобладают физкультурные упражнения (катание на ледяной дорожке, на санках, на горке); конструктивные игры. Для конструктивных игр активно используют снег, цветные льдинки, заранее заготовленные .Летом дети с удовольствием играют разнообразным природным материалом: камешки, листья, песок, вода. Большое значение придаём профилактике травматизма во время проведения прогулок.