Ошибки воспитания детей, допущенные в детстве, иногда приводят к возникновению у ребенка нервозности, которая может препятствовать его дальнейшему но реальному развитию. Китайские игрушки, трансгенные жиры, кризис в политике – сколько опасностей поджидает маленького человечка, только что пришедшего в этот мир. Однако, задумываемся ли мы, что самыми опасными врагами ребенка могут стать его близкие? Врагами сильными, страшными и всепобеждающими.
Психосоматика воспитания
Сегодня все больше детей становятся завсегдатаями врачебных кабинетов: диагнозы не устанавливаются, лечение плохо помогает, деньги иссякают.
Аллергия, гастрит, простудные атаки, сколиозы и прочие детские болезни уже и не воспринимаются как болезнь: сады переполнены шмыгающими носом и кашляющими детишками, а боли в животе и кривые спины школьников давно стали нормой учебного процесса. Значительно помолодели нервные тики, панические атаки, заикания, навязчивые движения.
Как же возникает психосоматическое расстройство у ребенка?
С научной точки зрения психосоматическое расстройство имеет:
предрасположенности;
«благоприятную» среду для проявления и развития;
механизм запуска.
Воспитание проходит красной линией через все три составляющие.
Какие ловушки поджидают здесь родителя?
Ловушка первая: непонимание «устройства» ребенка.
Большинство взрослых считает, что ребенок — это уменьшенная копия взрослого со всеми функциями и способностями взрослого, просто неразвитыми на все 100% .Это глобально заблуждение. Ребенок принципиально другой. И ожидать от него того, что может взрослый, но со скидкой на возраст – неправильно. В каждом периоде развития мозга ребенка есть «отключенные» до поры до времени функции, а есть такие, которыми ребенок пользуется сейчас, но они напрочь «отпадут» в старшем возрасте. Их необходимо знать, ими необходимо руководствоваться, выставляя ребенку задачи и требования.
Это гарантия, что родители не покалечат ребенка и не упустят задержек в его развитии.
Если этим пренебрегать – невроз и родителю и ребенку обеспечен.
Ловушка вторая: ожидание похожести ребенка.
Генетическая предрасположенность — механизм сложный и неоднозначный. Большинство родителей уверены, что ребенок просто обязан быть таким, как они. Так же думать, так же поступать, да что мелочиться – жизнь прожить также.Однако это практически не возможно. Механизм защиты от деградации построен природой именно так, чтобы ребенок был НЕ ПОХОЖ на своего родителя. Был другим. Внешняя схожесть скорее приятный бонус в этом процессе.Принять или не принять эту непохожесть – значит заложить причину гармонии или психической дисгармонии ребенка.
Более сложной является третья ловушка воспитания: попытка родителя взять реванш за свою неудавшуюся жизнь, проживая за ребенка его жизнь.Вкусы, друзья, цели, путь в жизни и многое другое за ребенка выбирает родитель.Что получает в итоге такой ребенок? Психосоматические расстройства как следствие постоянного внутреннего напряжения;психические расстройства, как следствие разрушения структур личности.
Четвертая ловушка воспитания: учу тому, чего сам не делаю. Ребенок до 5-7 лет впитывает поведение взрослых, примеряя на себя их способности, не анализируя. Это тот же процесс выживания: хочешь жить – соответствуй. Многие родители считают, что вот подрастет ребенок – начнем воспитывать: «то привьем, это отобьем».А ребенок с рождения уже все впитал на примере родителей и важных для него взрослых. Автоматически, глубоко и безвозвратно.Будет ли ребенок душой компании и общественным деятелем в школе — зависит от того насколько родители открыты к общению и участию в общественной жизни. Будет ли он нахлебником, или опорой семьи – зависит от того, что он видел в родительской семье.Будет ли он счастлив в отношениях с противоположным полом, зависит от того, как жили мать с отцом, и какое это произвело впечатление на ребенка.И так во всем.Быть одним, а ребенка учить быть другим – психофизиологически несостоятельная схема.
Ловушка пятая: эмоциональный и когнитивный капитал
«Жизнь сложна, родители пашут на износ для благополучия ребенка, не до усипусек!».
Самая коварная ловушка.От стресса ребенка защитят и помогут из него выкарабкаться как в детстве, так и во взрослой жизни, стресс-лимитирующие механизмы, одним из которых является эмоциональный и когнитивный капитал.Ребенку важнее чувство защищенности от того, что отец выслушал и дал дельный совет, разложил по полочкам ситуацию; нежели проигнорировал, но дорого кормит и одевает.Именно родительское внимание и помощь отложатся навсегда и послужат примером для следующих преодолений сложностей.Положительные эмоции каждого дня: радость от вкусного пирога, счастье от возможности бегать по лужам, обнимашки без причины от мамы, невероятный выходной с отцом – все это не просто красивые картинки.Это эмоциональные кирпичики стойкости духа и физического здоровья.
Ловушка шестая: любовь или требования?Любить и залюбливать, или требовать и взыскивать? Одни предпочитают свободное воспитание с максимумом любви и минимумом требований, другие – строгость и приучение к реальной жизни с пеленок. Однако если не соблюсти баланс — первое может привести к невротическим депрессиям в будущем, а второе — к компульсивным расстройствам. Вопрос баланса любви и требований – вопрос психосоматического здоровья ребенка.
Ловушка седьмая: модели воспитания – откуда они?Большинство родителей практически не задаются вопросом: «какой системой воспитания я руководствуюсь»? Этому есть логическое объяснение: довольные собой и своей жизнью родители воспитывают так, как их воспитывали их родители.Недовольные же воспитывают по принципу: «никогда не буду как мой мама-папа».И первый, и второй варианты не гарантируют отсутствия ошибок, ведь никто не оценивает родительскую систему воспитания по результату: здоровый и счастливый человек.Так уж принято считать, что «каждый сам кузнец своего счастья», а здоровье – вообще «темный лес». Потому в систему воспитания, как причину нездоровья и несчастья, никто и не заглядывает.
Ловушка восьмая: мне уже не до счастья, но все сделаю для счастья своего ребенка!
К сожалению, это невозможно. Какую бы правильную систему воспитания не выбрал родитель, но если, как личность, он чувствует себя неудавшимся, несчастным — ребенок «перетянет» и комплекс неполноценности, и потерянность, и неспособность к отношениям, и многое другое, что мучает родителя