Подготовила учитель-дефектолог И.Г.Кацефирко
Человек с самого рождения существует в постоянном окружении разнообразных звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка лишь речевые звуки, и то только в словах служат целям общения со сверстниками, средством передачи различной информации, побуждения к действию.
Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой деятельности. В процессе слушания ребенок получает различную информацию. Во-первых, он узнает ЧТО, или О ЧЕМ говорится. Во-вторых, КТО говорит. Наконец, КАК говорят, с каким эмоциональным отношением.
Исправить дефектное звукопроизношение можно только при сформированном фонематическом восприятии. Важно создать благоприятную обстановку, которая позволит ребенку раскрепоститься и будет располагать его к творческой игре. Нельзя играть перед сном, нельзя перегружать ребенка слишком сложными по содержанию стихотворениями, т.к. у него пока незрелый речевой аппарат. Завершение игры необходимо обыгрывать, каждый раз придумывая новые ситуации (то оповещает колокольчик, то дудочка звучит, то приходит Мишка и напоминает ребенку о том, что игра закончилась.
«Закончи предложение» ( голуби… воркуют, утки.. крякают, ласточки.. щебечут, соловьи… поют, вороны.. каркают, воробьи.. .чирикают, совы.. ухают).
«Доскажи слово»
Ащ- ащ- ащ- у Тани новый …плащ
Ас-ас-ас- мы пили… квас
Ош- ош-ош- ландыш так… хорош
«Кто придумает конец, тот и будет молодец»: Взрослый читает стихотворение, не заканчивая строчки. Ребенок подбирает недостающие рифмы.
Наша козочка скакала да и ноженьку…( сломала)
Но скажу тебе по чести:
Ведь нельзя сидеть на… (месте).
Это всем давно известно-
Без игры… (неинтересно).
Наша козочка поплачет
А поправится… (заскачет).
Обратите особое внимание на развитие дыхания. Дети тренируют силу и длительность выдоха, выполняя следующие упражнения.
«Одуванчик»: Обдувать одуванчик сначала несколькими короткими, а затем одним долгим выдохом.
«Мыльные пузыри»: Пускать мыльные пузыри через соломинку, как клоуны.
«Воздушные шарики»: Надувать воздушные шарики, как силачи.
«Музыканты»: Играть на музыкальных игрушках: дудках, трубах, губных гармошках.
Фонематическое представление формируется у детей через наблюдение за различными вариантами фонем, их сопоставление и обобщение. Поэтому с первых занятий внимание детей привлекается к работе артикуляционного аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым, приучить детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слогов, связывая эти ощущения с акустическими раздражителями. Чтобы вызвать у ребенка интерес и избежать быстрого утомления, используем игру.
«Назови первый звук в слове». Упражнение на развитие звукового анализа, выделение первого ударного гласного. Сначала подберите слова с первыми гласными звуками, потом с согласными.
«Назови последний звук в слове» Упражнение на развитие звукового восприятие , выделение последнего звука в слове.
«Наоборот»: Ребенок должен заменить один условленный звук другим определенным звуком. Например: замени первый звук на звук «к» волос- колос, цапля- капля, рот- кот, пони- кони.
«Закончи слово»: Взрослый произносит любой первый слог, а ребенок заканчивает его одним или двумя слогами Мо-ре, мо-роз, мо-заика
«Рифмы» (различие сходных по звучанию слогов). Послушай слово и подбери похожее: каска- маска, будка- дудка, ворона- корона, день-тень.
«Прошагай слово» (развитие слоговой структуры слова): Сделай столько шагов, сколько частей в слове.
«Кто больше придумает слов» (на определенный звук).
«Добавь последний слог». Например: ребя-та, воро-на, боро-да, звез-да и т.д.
«Кузовок»: Собрать в кузовок всё, что есть на звук «ш» или любой другой звук.