Консультация для родителей
подготовила музыкальный руководитель С. В. Дацкевич
Пусть музыка звучит в вашем доме! Предпочтительнее, классика, конечно. Подойдут произведения В.А.Моцарта (его почему-то дети особенно любят), Л.Бетховена, А.Вивальди, Д.Кабалевского, Э.Грига, П.И Чайковского, М.П. Мусоргского.
А под музыку можно делать все, что угодно. Например, рисовать. Поговорите с ребенком, что хочется нарисовать под эту музыку? Хорошо, если произведения будут характерными, а потому – легко узнаваемыми. Например, «Детский альбом» П.И. Чайковского или «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского. Может быть, слушая «Марш невылупившихся цыплят», ваш малыш захочет нарисовать акварелью по влажной бумаге пушистого цыпленка? Или несущуюся в бешеном вихре ступу с Бабой-Ягой под одноименную пьесу П.И Чайковского? Или красавицу-итальянку под веселую «Неаполитанскую песенку»?
А еще под музыку можно рассматривать картины и картинки. Правда, их придется специально заранее подобрать. Например, сделать альбом «Карнавал животных». Приклеить в обычный альбом для рисования вырезанные из старых журналов изображения животных в том порядке, в каком они следуют у К. Сен-Санса «Карнавал животных» , и под музыку рассматривать этот альбом.
И, конечно, под музыку можно танцевать, по ходу дела развивать также артистические способности. Например ,под одну и ту же музыку сначала танцуют, как зайчики (птички, бабочки), а потом – как медвежата (львы, лисята). Кстати, этот же прием можно использовать и во время пения. Не секрет, что дети – самые большие в мире консерваторы, и одну и ту же песню они готовы слушать по сто пятьдесят раз в день. Чтобы разнообразить, расцветить ее яркими красками, попробуйте спеть ее, как это сделал бы мышонок, тоненьким голоском. А теперь – как огромный слон или грозный тигр. А теперь споем ту же самую песенку грустно или весело, тихо или громко, как Мальвина или как Карабас-Барабас и т.д. Ориентируйтесь на сиюминутные интересы своего ребенка, тогда и он захочет повторить ваш эксперимент. Когда малыш немного подрастет, вам останется только объяснить ему, что мы играем, поем и говорим с различной интонацией. И в музыкальной школе он будет играть «с интонацией», ведь сама идея выразительного исполнения ему будет уже давно знакома.
Постепенно, слушая музыку, ваше чадо и само научится определять ее настроение, характер. Позвольте ему двигаться так, как подсказывает ему интуиция. Может быть, под плавную, нежную мелодию, ему захочется полетать, как прекрасная птица, а под грозные, тревожные звуки – спрятаться в гнездышке?
Очень хорошо, если с определенной музыкой будут связаны соответствующие движения – например, прыжки на месте под польку, бег под быструю музыку, ходьба под марш и т.д. Дети очень быстро привыкают различать характер музыки на слух. И даже если они не в состоянии описать его словами, они отлично сделают это в движении.
Во время танца или пения, конечно, желательно, чтобы ребенок попадал в ритм, но не ругайте малыша, если у него это пока не получается. Когда-нибудь непременно получится.