Детский суицид — это беда родителей не только потому, что они теряют ребенка. Эта беда заключается еще и в том, что они не знают, почему он это сделал. Изыскиваются различные рационализации и оправдания, строятся домыслы и догадки, но правды не знает никто. Тем не менее, за любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!
При разработке мер профилактики суицидов у детей нужно иметь в виду:
- Граница между истинным и демонстративно-шантажным суицидальным поведением в детском возрасте условна. Целесообразно все суицидальные мысли, тенденции, попытки ребенка рассматривать как реальную угрозу его жизни и здоровью.
- Чем меньше возраст ребёнка, тем острее протекают депрессивные состояния с высокой суицидальной опасностью.
- Депрессия сама по себе не содержит суицидальных тенденций. Они появляются под действием конфликтных ситуаций, если не приняты адекватные меры профилактики, диагностики и лечения.
- Психологические переживания часто переоценивается детьми и недооценивается взрослыми.
- В структуре депрессивного состояния есть симптомы, наличие которых должно насторожить психолога.
- При депрессивных состояниях у детей всегда высок риск повторений, что требует индивидуальной профилактической работы.
- Как правило, суицидальные угрозы и намерения реализуются депрессивными детьми в истинные покушения на самоубийства.
При проведении беседы с несовершеннолетним, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:
— внимательно слушать собеседника, т.к. дети часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
— правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
— не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
— не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
— не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
— стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.
Как понять, что ребёнок решился на самоубийство:
Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
Словесные признаки. Ребёнок задумчив «погружён в себя», при этом:
— прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить»;
— косвенно намекает о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого обузой»;
-«Тебе больше не придется обо мне волноваться»;
— проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:
— утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
— пренебрежение собственным видом, неряшливость;
— появление тяги к уединению, отдаление от близких людей
— резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
— внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
— плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
— склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
— проблемы со здоровьем: потеря аппетита или наоборот усиление аппетита, плохое самочувствие, бессонница или повышенная сонливость, кошмары во сне;
— безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание ценных личных вещей, предметов увлечений;
— усиление чувства тревоги;
— усиление жалоб на физическое недомогание;
— излишний риск в поступках;
— стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
— самообвинения или наоборот — признание в зависимости от других;
— выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;
— шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.
— Открытые заявления: Ненавижу жизнь, Не могу больше этого выносить; Жить не хочется; Никому я не нужен.
Если вы заметили у ребёнка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Не стоит задавать вопрос о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Можно попытаться выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен.