Педагог-психолог Олехнович Г.М.
Сегодня каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, жизнерадостными, успешными, материально обеспеченными, много чего добившимися в жизни.
Но это лишь мечты. В жизни реальной мы часто видим обратную картину: у кого-то нет здоровья, кто-то плывёт по течению, кто-то потерял смысл жизни, кого-то не устраивает руководство, кто-то не доволен заработной платой, а кому-то все безразлично и нет ничего, чтобы радовало…
Почему? В чем причина? Что не так сделали родители, которые пытались в достатке воспитывать, учить и развивать своих детей. Ведь мы жили и живем в прекрасное время, когда каждый может достичь того к чему он стремится. Но вопрос: «К чему сегодня стремится современная молодежь?» Видит ли она будущее? Есть сегодня между родителями и детьми дружеские и доверительные отношения? Как и какой фундамент личности закладывается сегодня в ребенке? А ведь дошкольный возраст – возраст счастливого детства. Именно в этот период развивается и формируется личность ребенка. И как важно родителям знать и помнить об этом. В этот период в основном родители заботятся о физическом здоровье ребенка, о его материальном благополучии, о его полноценном развитии, но на сохранение психологического здоровья не всегда обращают внимание.
Детстко-родительские отношения были, есть и будут одним из важных аспектов жизнедеятельности ребенка. Не всегда ребенок чувствует, что его любят не зависимо от неправильного поведения, его ума, его успеваемости и его послушания.
Каждому родителю хочется видеть своего ребенка красивым, умным, талантливым, способным, послушным. Вот и начинается подрыв психологического здоровья родителей и детей в процессе общения и воспитания.
Психологи доказали, что потребность в любви, в «нужности другому» – одна из основных потребностей. И удовлетворяется она, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог и важен. В словах это проявляется так: «Как хорошо, что ты есть», «Я рада тебя видеть», «Мне хорошо, когда мы вместе». Слова важно подкреплять и соответствующими действиями, несущими тепло и ласку.
Поэтому одним из правил сохранения психологического здоровья является правило любви. Любите и принимайте своего ребенка таким, какой он есть. С любовью рассматривайте и оценивайте поступки его, а не ребенка в целом. Очень важно при общении с ребенком не применять оскорбительных слов типа: недотепа, осёл, лентяй, а нужно ребенку сказать, что́ он сделал плохо и объяснить почему. Тогда ребенок сможет осознать, оценить и сделать правильный вывод.
Третьим правилом важно оказывать поддержку в любых неудачах и проступках. Верить в него, в его силы и способности, делайте упор на его сильные стороны, помогайте ему обрести уверенность в том, что он справится в следующий раз с данной задачей.
Предоставьте ребенку возможность чувствовать себя нужным в семье, давайте ему ответственные поручения.
Хвалите ребенка за результат его труда: за поделку, за оказанную помощь, за убранную его комнату и игрушки.
Четвертое правило – это умейте требовать. Не принуждайте ребенка, а постарайтесь объяснить, почему нужно сделать так, а не иначе.
Пятое правило – правильное наказание. Не наказывайте ребенка физически. Наказывая ребенка, вместо того, чтобы делать ему плохое, лишайте его хорошего в разумных пределах адекватно поступку (например, поездке в цирк). Не наказывайте больного ребенка, не лишайте ребенка того, что необходимо для его полноценного развития – игрушек, прогулок, здорового питания…
Применяя данные правила с дошкольного возраста к подростковому периоду у вас сложатся любезные, доверительные отношения, и будет сохранено психологическое здоровье, как у детей, так и у родителей.