Консультация для педагогов и родителей
Садковская Н.Ф., учитель-дефектолог
Ознакомление с фольклором развивает речь, интерес и внимание к окружающему миру, слову, народным обычаям.
Различные ученые считают лучше учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму с помощью художественных произведений, как народных, так и авторских, сюда и входит и «загадка».
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Размышление над загадками способствуют обостренному восприятию словообразовательных и формообразующих средств русского языка – морфем. Загадка помогает детям осваивать и синтаксис родной речи.
Направления коррекционно — речевой работы с дошкольниками на основе использования загадок
- Расширение лексического строя речи
— Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий, числительных, местоимений.
— Многозначность слова; — Употребление сравнений
- Формирование грамматического строя речи
— Образование уменьшительно-ласкательных форм
— Ознакомление со словообразовательными свойствами суффиксов и приставок; со способами образования слов
— Использование предлогов
Примеры использования загадок по направлениям коррекционно-речевой работы
— Расширение словаря прилагательных:
Сам деревянный, а голова железная. (молоток)
— Расширение словаря глаголов
Все время стучит, деревья долбит, но их не калечит, а только лечит.(дятел)
— Расширение словаря числительных
На десятерых братьев двух шуб хватает. (рукавицы, перчатки)
— Уменьшительно-ласкательные формы существительных и прилагательных
Стоят в поле сестрички – желтые глазки, белые реснички. (ромашки)
На зеленом шнурочке белые звоночки. (ландыш)
— Ознакомление со словообразовательными свойствами суффиксов
Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет (кошка)
Шло с поля мычало, несло на шее бренчало. (корова)
Исходя из выше отмеченного, загадка непреднамеренно заставляет ребенка анализировать ее языковую структуру, позволяет запоминать слова и форму слов.