В дошкольном возрасте наблюдается развитие всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем, возрастает распределение внимания. Внимание становится более устойчивым. Однако без целенаправленной развивающей работы, стихийно складывающиеся процессы внимания не достигают уровня, обеспечивающего своевременное психическое развитие ребенка.
Развитие внимания непосредственно зависит от позиции взрослого в общении с малышом, а также от того, как он организует его деятельность.
В отечественной детской психологии и педагогике отмечается значение игр и упражнений, включающих умственную и двигательную активность для развития внимания, то есть игр, требующих от ребенка переключения, распределения и сосредоточенности внимания. Наличие сюжета в игре позволяет привлечь интерес и внимание детей к предлагаемым им двигательным заданиям и способствует старательному и точному их выполнению. В играх и игровых упражнениях с двигательным компонентом более определено выступают задачи прямого обучения. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями.
Между тем, несмотря на большое число психолого – педагогических исследований, посвященных изучению познавательной деятельности, проблему развития внимания ребенка дошкольного возраста средствами подвижных игр нельзя назвать до конца изученной. На практике, в связи с методической не проработанностью вопросов подбора подвижных игр и создания педагогических ситуаций, способствующих развитию свойств внимания детей в подвижных играх, многие педагоги сталкиваются с серьезными трудностями.
Подвижные игры на развитие свойств внимания необходимо включать в повседневную жизнедеятельность ребенка. Игры на внимание нужно проводить ежедневно на утренней гимнастке, в перерывах между проведением занятий, на прогулках, динамических часах.
При подборе подвижных игр учитывать, что методическая направленность воздействий зависит от позиции взрослого в общении с детьми, а также от того, как он организует их игровое поведение, в частности:
— развитие объема внимания стимулирует объединение объектов по смыслу;
— сужение круга объектов внимания способствует развитию концентрации внимания;
— развитию распределения внимания содействует одновременное выполнение несколько действий или ведение наблюдения одновременно за несколькими процессами или объектами;
— на устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес, а однообразное содержание игр его снижает;
— переключение внимания развивается в играх предполагающих перенос сознания с одного объекта на другой.
При проведении подвижных игр следует учитывать следующие педагогические условия:
1) Использование художественного слова при подготовке и проведении игры.
2) Наиболее полная реализация принципа переноса формирующихся двигательных умений и навыков ребенка в игровую ситуацию. Согласно этому принципу, действия в игре должны соответствовать умениям ребенка. Это предполагает предварительное усвоение ребенком движений, входящих в качестве операционального компонента в состав игровых действий.
3) Совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка, стимулирующая атмосферу добра, радости, веселья. Принятие взрослым и ребенком игровой позиции заключается в шутливом добром разыгрывании различных ситуаций с выдумкой и фантазией. В результате у детей формируется способность находить неожиданные веселые выходы из самых разнообразных ситуаций, как в жизни, так и в подвижной игре, шутливые варианты их обыгрывания.
Партнерские отношения взрослого и ребенка предполагают:
— совместное выполнение взрослым как равноправного участника, различных вариантов реализации подвижной игры, наполнения их разнообразным содержанием;
— проявления заинтересованности в результатах игры детей;
— включение взаимной оценки и интерпретации действий участников игры;
— общение взрослого и детей по содержанию, развитию сюжета подвижной игры;
— обсуждение проблем возникающих в игре.
4) Формирование у детей в процессе проведения подвижных игр представлений об окружающем мире; о животных, сказочных и реальных персонажей игр;
Пятое условие – применение эмоционально-образной методики руководства подвижной игрой, способствующей формированию у детей положительно-эмоциональное отношение к игровым образам, отражающим окружающую жизнь, чувство сопереживания и действенного творческого соучастия в игровой ситуации. Эмоционально-образная методика руководства подвижной игрой предполагает ознакомление детей с ее содержанием, игровыми действиями персонажей и правилами, краткий эмоционально-образный рассказ сюжета игры, характеристику и действия игровых персонажей, создание вариантов игры, планирование сюрпризных моментов.
6) Осуществление личностного подхода при проведении подвижной игры, который выражается в выборе игры, сложности игрового сюжета, используемых двигательных действий, распределении ролей и т. п.
Педагог-психолог Т.Н.Борисюк