Учитель-дефектолог Садковская Н.ф.
Практический опыт подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонематической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, при стечении согласных звуков и т. п. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа, операции мысленного расчленения на основные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетание звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности при овладении грамотным чтением и письмом.
Обследование показало необходимость осуществления коррекционной работы по преодолению недоразвития фонематического восприятия, построенной с учетом индивидуально-типологических особенностей данной категории детей.
Развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста осуществляется посредством игровых упражнений.
Так как ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то в коррекционной работе широко используются игры и игровые приемы.
Работу по формированию фонематического восприятия рекомендуется осуществлять по следующим направлениям:
- Развитие слухового внимания и памяти.
- Развитие простых форм фонематического анализа.
- Развитие сложных форм фонематического анализа.
- Развитие фонематического синтеза.
- Развитие фонематических представлений.
- Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа.
Работа по вышеперечисленным направлениям проводится в игровой форме и строится дифференцированно, в зависимости от степени нарушения фонематического восприятия, от особенностей симптоматики, от индивидуально — психологических особенностей детей.
Обучающий процесс требует длительных упражнений с многократным повторением. Если материал не усваивается ребенком, то необходимо повторение упражнений предыдущего этапа.
Содержание направлений по развитию
фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
- Развитие слухового внимания и памяти.
- Развитие внимания и памяти на базе неречевых звуков.
— Игра «Отгадай, что я делаю?».
Дети сидят полукругом, педагог за ширмой совершает различные действия с предметами, после чего дети называют эти действия: рвет бумагу, наливает воду, режет бумагу ножницами и т.д.
— Игра «Парад звуков».
Необходимый материал:
-картинки (пылесос, текущая вода, будильник, пила, молоток);
-звучание этих предметов (магнитофонная запись);
-контуры этих предметов, вырезанные на картоне.
Ребенок, услышав определенный звук, должен выбрать соответствующую картинку и поместить ее на место (на вырезанный контур).
— Игра «Колокольчик».
Дети встают в круг и передают за спиной колокольчик. Водящий должен показать за спиной, у какого ребенка зазвенел колокольчик.
— Игра «Что говорят животные? ».
Необходимый материал: а) лист картона размером 30х50 см. Картон нужно разделить на ячейки 10 х 10 см и раскрасить их в два цвета в шахматном порядке;
б) фигурки животных.
Педагог имитирует голос какого-либо животного, а ребенок в ответ передвигает соответствующую фигурку на новый квадратик.
— Игра «Кто тебя позвал? ».
Упражнение направлено па различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса. Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей позвал его.
В начале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят АУ.
— Игра «Тихо — громко».
Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).
Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо).
Лает собака: АВ (громко), АВ-АВ (тихо).
Мяукает кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т. п.
- Развитие слухового внимания и памяти на базе речевого материала.
— Игра «Запомни и назови».
Педагог называет 3-4 слова. Дети слушают и запоминают слова, названные педагогом. Затем каждый ребенок называет по одному слову. Последовательность называния должна соблюдаться.
— Игра «Подбери слово».
а) Взрослый читает 2 стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать одно слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе.
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные … (перина, подушка, рубашка).
Ой. Ребята, верь, не верь —
От меня сбежала… (кошка, дверь, стенка).
Сказала дверь: «Мой дорогой!
Не открывай меня…» (плечом, коленом, ногой).
От грязнули даже стол
Поздним вечером… (сбежал, ушел, ускакал).
Опустела мостовая.
И уехали… (автобусы, трамваи, такси).
Говорила мышка мышке –
До чего люблю я… (сыр, мясо, книжки).
Сел в машину верный пес.
У него в чернилах… (лапа, шея, нос).
В выходной пошли куда-то
Мама, папа и … (детишки, ребята, малыши).
При трудностях поиска нужного слова взрослый зачитывает двустишие во всех трех вариантах, просит ребенка прислушаться и выбрать правильный вариант — тот, где слова самые похожие.
б) Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:
Портфель я выронил из рук.
Такой большой на ветке … (жук).
Шел по лесу шустрый мишка
На него свалилась … (шишка).
Здесь в лесу есть злые звери.
Запирайте на ночь … (двери).
Пес козе принес букет,
Сытый будет ей … (обед).
Ветер, ветер, ты могуч
Ты гоняешь стаи … (туч).
- Развитие простых форм фонематического анализа.
- Фонематический анализ ряда гласных.
а) определение наличия гласного звука в ряду гласных звуков.
Речевой материал: сочетания из 2-5 гласных.
Педагог диктует ряд гласных звуков, ребенок реагирует движением на заданный звук.
Инструкция: Послушай и подними руку, если услышишь звук.
б) определение количества и последовательности звукового ряда гласных.
Речевой материал: ряд из гласных звуков (2-3) .
Педагог произносит звуковой ряд, просит ребенка сказать, сколько гласных звуков в ряду и перечислить их по порядку.
Инструкция: Прослушай и скажи, сколько звуков я назвала, назови их .
- Фонематический анализ открытого и закрытого слогов.
Речевой материал: сначала открытые слоги, затем закрытые.
(примечание: щелевые звуки легче выделяются из открытых слогов,
взрывные — в закрытых слогах).
а) Определение наличия гласного звука.
б) Определение наличия согласного звука.
На данном этапе проводится работа по усвоению детьми понятий «гласный», «согласный», «слог», «слово». Дети усваивают основные характеристики согласных звуков (твердый — мягкий, звонкий — глухой, слогообразующую роль гласного звука, цветовые обозначения звуков в схемах: красный — гласный звук, синий — твердый согласный звук, зеленый — мягкий согласный звук.
Согласные звуки для фонематического анализа берутся сначала сохранные в произношении, затем вновь вызванные и автоматизированные.
- Фонематический анализ слов.
Фонематический анализ слов дается на материале все более усложняющейся звуко-слоговой структуры слов.
Речевой материал дается в следующей последовательности:
односложные слова, типа: ус, дом, рис;
двухсложные слова из открытых слогов, типа: рука, река;
двухсложные слова из открытого и закрытого слогов: топор, сахар;
двухсложные слова со стечением: кошка, ослик, карман;
односложные слова со стечением в начале слова: стул;
односложные слова со стечением в конце слова: волк, тигр;
двухсложные слова со стечением в начале слова: трава, дрова;
двухсложные слова со стечением в начале и середине слова: клумба, крышка; трехсложные слова в той же последовательности, что и двухсложные.
В начальной стадии обучения фонематический анализ проводится с использованием наглядно-предметных вспомогательных средств: схем, фишек, рисунков, счетных линеек и т. п.
III. Сложные формы фонематического анализа (с 6 лет).
Развитие навыка определять количество звуков в слове.
Речевой материал: в описанной последовательности.
Педагог предъявляет слова, количество звуков, которые называет или показывает ребенок.
Инструкция: Покажи, сколько звуков в слове (на счетном ряду):
— назови сколько звуков в слове;
— выложи столько фишек, сколько звуков в слове;
— отбери картинки с заданным количеством звуков;
— отстучи количество звуков в слове;
— напиши цифрой (палочками), сколько звуков в слове;
— разложи картинки в 2 группы по количеству звуков;
— сосчитай сколько в слове согласных (гласных) звуков.
- Развитие фонематического синтеза.
Речевой материал: Звуки даются сначала в ненарушенной последовательности, затем в «перепутанном порядке».
Дети составляют и называют слова из предъявленных звуков, которые предлагаются с «помехами» (хлопками, временным перерывом, каким-либо словом, например: потом, затем).
Инструкция: Назови слово, которое я загадала.
- Развитие фонематических представлений.
Речевой материал: в зависимости от этапа развития фонематического восприятия.
Инструкция: Придумай слово со звуком.
— придумай слово с 3, 4, 5 звуками;
— отбери картинки с 3 и 5 звуками, не называя их;
— подбери слово со звуком в заданном месте (в начале, в конце, в середине слова).
- Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа.
- Отобрать картинки с заданным звуком в названии, с определением количества звуков.
- Придумать слова с определенным количеством звуков и со звуком в определенном месте (например: из 5 звуков, со звуком Р на 3 месте: шарик).
- Добавить различное количество звуков к одному и тому же слову, чтобы получилось слово: ПА + (пар, парк, паром, паруса) .
- Преобразовать слова:
— добавляя звук: рот-крот; мех-смех; осы-косы; (может быть сравнение этих схем слов);
— убирая звук: плуг-луг; угол-гол;
— изменяя один звук слова (цепочка слов): сом-сок; сок-сук-суп;
— переставляя звуки: пила-липа; папка-лапка;
— составление новых слов из звуков (букв) одного слова: ствол — вол; — стол.
- Начинать каждое слово со звука (буквы) последнего: дом-, мак-, каток-, кот-… (игру можно усложнить, ограничив количество букв в словах) .
- Слово-загадка: по картинкам, из первых звуков названий которых составляется новое слово или название картинки.
- Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-сон, кот-ток.
- Слово-отгадка: в квадраты вписываются определенные звуки слов (3-й, получается слово-отгадка.
- Решение кроссвордов, ребусов, схем.
- Нахождение общего звука в словах, например: луна-молоток.
- Подбор слов к графическим схемам.
- Работа (с 6 лет) по звукобуквенному анализу слов, с разбором и «пропечатыванием» слов в тетради.
Использование игр, игровых упражнений на занятиях и вне занятий способствует достаточной сформированности фонематического восприятия, что положительно влияет на развитие фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова.