Учитель-дефектолог Кацефирко И.Г.
Игры и упражнения для развития речи у детей 4-5 лет должны быть направлены на классификацию предметов, отнесению их к определённой категории, а также на закрепление правильного произношения звуков и формирование в речи ребёнка развернутых фраз и предложений.
- Подбери словечко
Вам понадобится: мяч. Взрослый кидает ребёнку мяч и называет фрукт, овощ, предмет одежды и т. д. Ребёнок ловит мяч и в ответ называет, чем это слово является.
Огурец — это… овощ.
Банан — это… фрукт.
Медведь — это… животное.
Ворона — это… птица.
- Угадай профессию
Вам понадобится: мяч. Взрослый кидает мяч ребёнку и задаёт вопрос, касающийся какой-либо профессии. Ребёнок должен отгадать профессию и кинуть мяч обратно взрослому.
Кто рисует картины? — Художник.
Кто лечит детей? — Врач, доктор.
Кто строит дом? — Строитель
Кто ловит преступников? — Полицейский.
- Эхо
Взрослый называет ряд слов, а ребёнок повторяет их. Желательно чтобы слова в этой игре содержали те звуки, произношение которых ребёнку даётся с трудом.
Например, если имеются трудности со звуком [с], ребёнку даются для повторения следующие слова: сад-сани-самолёт, нос-вкус-пылесос, лиса-весы-хвост и т. д.
- Подбери картинку
Вам понадобится: набор картинок с различными предметами или предметы, в чьих названиях есть определенный звук. Взрослый называет любой звук, а ребёнок должен выбрать нужную картинку. Например, на звук [с] подойдут картинки: сани, стол, самолет и т. д.
- Какой? Какая? Какое?
Ребёнок выбирает предмет из своего окружения, и говорит о нём как можно больше слов.
Взрослый спрашивает: «Огурец какой?». Ребёнок отвечает: «Зелёный, длинный, с пупырышками».
Морковь — длинная, оранжевая, вкусная.
Мяч — зелёный, круглый, резиновый и т. д.
- Составь предложение
Вам понадобятся: сюжетные картинки.
Взрослый и ребёнок рассматривают картинку. Взрослый задаёт вопросы по картинке, а ребёнок должен ответить на них.
Кто изображен на картинке?
Для чего мальчик везет санки?
Для чего мальчик надел шубу?
Игры для развития правильной речи у детей
В 5-7 лет речь ребёнка становится более связной и грамматически правильной, но большинство детей всё ещё затрудняются правильно употреблять союзы и предлоги, а также согласовывать слова. Речевые игры для будущих первоклассников должны способствовать развитию словарного запаса ребёнка, различению звуков, а также усвоению правильных грамматических конструкций.
- Подбери словечко
Вам понадобится: мяч. Взрослый кидает мяч и называет ребёнку любое прилагательное. Ребёнок ловит мяч и, кидая его взрослому, называет подходящее существительное.
Синее море, синий карандаш, синяя ручка.
Зелёный огурец, зелёная трава.
Жёлтый цыпленок, жёлтое солнце.
Красная ягода, красный цветок.
- Кто как говорит?
Вам понадобится: мяч. Взрослый кидает мяч ребёнку и называет любое животное. Ребёнок ловит мяч и, кидая его обратно, называет глагол, обозначающий, как животное подаёт голос.
Собака лает.
Кошка мяукает.
Лягушка квакает.
- Я знаю пять …
Вам понадобится: мяч. Ребёнок, ударяя мячом об пол, говорит: «Я знаю пять имен мальчиков: Коля — раз, Паша — два….» и т. д. Называть можно что угодно: имена, домашних животных, цветы, предметы одежды и т.д.
- Дополни предложение
Взрослый начинает предложение, а ребёнок должен его закончить. Варианты могут быть самые разные:
Когда на улице идёт дождь, мне…
Когда мама приходит с работы, она выглядит…
Когда меня пораньше забирают из детского сада, я очень…
Летом ярко светит солнце и…
Когда я вырасту, я…
Мы с моим другом очень любим…
- Где стоит звук?
Взрослый называет ребёнку слова, а тот должен определить, где стоит загаданный звук: в начале, середине или в конце слова.
- История по картинкам
Вам понадобится: набор из 3-5 сюжетных картинок.
Взрослый раскладывает перед ребёнком сюжетные картинки в хаотичном порядке и просит их разложить так, чтобы получилась история. Затем ребёнок по картинкам рассказывает, что у него получилось.