Имея сорокалетний стаж работы в дошкольном образовании, двоих своих собственных детей и четверых внуков, педагогическое и психологическое образование, я сделала вывод, что без религиозного воспитания заложить фундамент здоровой полноценной личности не возможно. Сегодня психология и религия переплетаются в одни единые корни.
Ошибаются родители, когда они смотрят на своего ребёнка, как на невинное существо, в котором нет никакого зла. Опыт показывает, что ребёнок появляется на свет не только с добрыми задатками, но и с дурными. Наука называет эти качества наследственностью, а Церковь — следствием первородного греха, повредившего природу человека. Все люди рождаются с унаследованной предрасположенностью к дурному. Поэтому воспитание ребёнка непременно должно включать и борьбу с его дурными наклонностями. Не научив его бороться с ними, мы оставим его безоружным в борьбе с соблазном. Когда ребёнок представлен самому себе, то как бы он ни был талантлив, все его добрые качества могут оказаться заглушенными низшими наклонностями. Известно, что каждый ребёнок имеет внешнее сходство со своими предками.: один похож на отца, другой на мать, третий –на бабушку или прабабушку. Но наряду с телесной наследственностью, ребёнок воспринимает и нравственные черты предков как хорошие, так и дурные, причём дурные качества развиваются и закрепляются быстро и могут заглушить семена добра. В растительном мире, например, сорные травы всегда гораздо выносливее и агрессивнее садовых и огородних растений. Что-бы вырастить, что нибудь полезное в саду, нужно постоянно бороться с сорняком.
Наблюдая любого ребенка, можно убедиться, как почти с колыбели в нем начинаются проявляться отрицательные черты: то он капризничает, то сердится, то нарочно делает не то, что нужно. Очень рано дети начинают лениться, хитрить, обманывать, проявлять жадность и жестокость по отношению к другим детям.
В пять лет у ребёнка уже можно заметить задатки его будущего характера. Если родители не учат его бороться со своими дурными наклонностями, то эти наклонности укрепляются и превратятся в страсти и пороки с которыми будет очень трудно бороться. Порой родители сетуют на своих детей, говоря: «Откуда у него такое упрямство, капризы, влечение ко всему запретному? Ведь никогда дурного примера он не видит, кто же его учит?». Здесь надо учесть, что учить ребёнка ко злу не надо: оно уже коренится в нём. Одна мать наблюдая своего первенца говорила: « У него явным образом проявляются отрицательные черты его отца». К сожалению добрые качества приобретаются усилием и постоянством, а дурные как плевелы, сами развиваются.
Молодые родители склонны смотреть на эти «сорняки» легкомысленно, объясняя их неразвитостью ребёнка. «Вот немного подрастёт,- думают они,- тогда сам поймёт, что это плохо, и сам исправится».
Думая так они оставляют без внимания эти дурные наклонности и не учат его бороться с ними . Они скорее склонны удовлетворить всякий каприз ребенка, действуя по известной пословице: « Чем бы дитя ни тешилось ,лишь бы не плакало».
А психология и религия учат нас, что всякое проявление зла в душе надо преодолевать в самом начале, пока оно не окрепло. Если же мы оставим его без внимания. то от повторения оно превратится в привычку. Горько потом раскаиваются родители, которые по излишней мягкости или неразумной любви к ребенку жалеют и не наказывают его. Потом уже трудно перевоспитывать, и ребёнок вырастает своевольным и распущенным.
Вот что писал в своё время приснопамятный праведный отец Иоанн Кронштадский: «Родители и воспитатели, со всею заботливостью остерегайте своих детей от капризов. Иначе дети заразят сердце своё злобой, рано утратив святую любовь, а по достижению совершенного возраста горько будут жаловаться на, то что в юности слишком потворствовали их капризам. Каприз-зародыш сердечной порчи».
Родители должны с самых малых лет воспитывать детей так, чтобы они чувствовали, что есть дозволенное и недозволенное. Разумные запрещения и легкие наказания совершенно необходимы. Будьте уверены, что даже самый маленький ребёнок поймёт. что есть вещи дозволенные и недозволенные. Поняв, что недозволенные вещи влекут за собой неприятные последствия, ребёнок будет избегать всего запретного. Этим путем вы заложите в нём здоровый фундамент для дальнейшего воспитания. Его детская воля ещё только начинающая формироваться, будет уже подготовлена к тому, что в жизни надо подчинятся установленным правилам».
Из книги епископа Александра ( Милеанта)
« Религиозное воспитание детей»
Педагог-психолог
Олехнович Г.М.