Кинезиологические упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста с ТНР.

Для детей с ТНР характерны: системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии двигательной сферы. Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников. Из всего многообразия кинезиологических упражнений на логопедических занятиях применяем те, которые предусмотрены и усовершенствованы нами для основных направлений развития речи детей: коррекции нарушений звукопроизношения; фонематического слуха; лексико-грамматического строя речи.

Кинезиологические приёмы, которые мы использовали в логопедической практике: § артикуляционные упражнения; § дыхательные упражнения; § упражнения на звукоразличение (восприятие и дифференциация звуков); § сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов); § упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики. Этапы реализации и содержание работы по использованию кинезиологических упражнений в логопедической практике:

  1. Сначала педагоги с детьми разучивают кинезиологические упражнения, отрабатывая технику.
  2. Затем, преследуя задачи развития речи, учитель-дефектолог: § добавляет к этим упражнениям речевое сопровождение; § подключает движение языка к движениям рук; § сочетает дыхательные и двигательные упражнения; § дополняет растяжки, двигательные упражнения учебными действиями, связанными с мыслительной деятельностью (отбором, классификацией, различением). § Усовершенствованные упражнения прорабатываем постепенно: вначале дети выполняют их пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения – самостоятельно (индивидуально или в группе). Важно отметить, что последовательное соединение кинезиологических упражнений с приёмами и методами логопедического воздействия, переходит в один игровой приём. Кинезиологические упражнения используем в непосредственно образовательной деятельности, на фронтальных, индивидуальных занятиях по развитию и коррекции речи.

Мы составили комплексы кинезиологических упражнений, используемых в логопедической работе: Сравнительные результаты диагностики устной речи дошкольников показали, что использование кинезиологических упражнений влияет не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, а также позволяет активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию и коррекции проблем в развитии речи ребёнка, повысить речевую активность, облегчить процесс чтения и письма. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка: § звукопроизношение (подготовить органы артикуляции к постановке звуков, формировать правильное речевое дыхание, автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях); § фонематические процессы (нормализовать темп и ритм речи, умение различать звуки, определять их количество и последовательность звуков в слове); § лексико-грамматический строй речи (обогащать словарный запас, формировать навыки словоизменения, словообразования). Однако, обязательное условие эффективности применения кинезиологических упражнений – это взаимодействие педагогов и родителей. Важнейшее значение имеет понимание родителями и педагогами всей важности и тонкости выполнения кинезиологических упражнений. Кинезиологические упражнения, используемые в логопедической работе В работе по формированию звукослогового анализа и синтеза слова мы учим детей определять количество слогов в слове, проводить анализ гласных и согласных звуков. Например, упражнения «Перекрестное марширование» и «Колечко» подходят для деления слов на слоги. Выполняя ритмичные действия, дети проговаривают слова по слогам. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы тем самым вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в коррекции фонематического недоразвития, тем самым помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе. по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи.

Кинезиологические приёмы можно с успехом применять и на фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи. Задачи данного этапа: § обогащение, уточнение, дифференциация словаря; § формирование грамматического строя речи: навыков словоизменения и словообразования; § развитие связной речи. Например, когнитивное упражнение «Рыба, птица, зверь» отлично подходит для уточнения и дифференциации словаря на лексические темы. Исходное положение детей – сидя на полу. Логопед указывает на каждого ребенка и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать и изобразить соответствующего животного (например, «рыба – щука», «зверь – медведь»). Если ответ правильный, логопед продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Игра может проводиться по разным лексическим темам: «Овощи-фрукты-ягоды», «Грибы-ягоды-деревья», «Времена года: зима-весна-лето-осень» и т.п. Применяя на занятиях упражнение «Зеркало» (работа в парах), преследуем сразу несколько задач. Логопед проводит предварительную работу по теме лексической теме, обогащая словарь словами-признаками, согласовывая прилагательные с существительными в роде, совершенствуя умение составлять описательный рассказ. Например, описывая животного медведь, дети встают лицом друг к другу. Один из детей выполняет движения руками или ногами, изображая медведя, другой должен их зеркально отобразить. Добавляя речевое сопровождение в применении кинезиологических упражнений, подбираем стихи-рифмовки на определённую лексическую тему. Например, упражнение «Змейка»». Дети выполняют упражнение, ритмично проговаривая стихотворение-рифмовку: § при изучении темы «Птицы «Я, ребята, птиц люблю, Никогда их не ловлю, Ни ловушками, Ни в сети, Не держу их дома в клетке. Никогда гнезда не трону, Ни сороки, Ни вороны, Ни скворца, Ни воробья, Не обидел в жизни я!» § при изучении темы «Овощи»: «Овощи растут на грядке. Посчитай их по порядку: Капуста, перец, огурец, Я сегодня молодец. На грядке овощи растут, Что же мы увидим тут? Картофель, помидор, морковь, мы себя похвалим вновь». По аналогии подбираем стихи на лексические темы, подключаем речевое сопровождение и используем кинезиологические упражнения: «Кулак – ребро — ладонь» Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак — ребро -ладонь). «Лезгинка» Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Применение в логопедической работе кинезиологических упражнений и приёмов мы пробуждаем интерес к занятиям, формируем умение понимать словесные инструкции, развиваем темпо-ритмическую, интонационную речь, внимание, память, обогащаем словарный запас, формируем связную речь.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.